Часть полного текста документа:О Г Л А В Л Е Н И Е П Р Е Д И С Л О В И Е . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 Г Л А В А I. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ МИРА: БЫТИЕ, МАТЕРИЯ КАК ИСХОДНЫЕ КАТЕГОРИИ 1. Практически-деятельное отношение человека к миру. Категории "бытие", "материя", "субстанция", их место и значение в философском осмыслении действительности . . . . . 5 2. Материя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11 2.1. Определение материи (необходимые пояснения) . . . . . . .11 2.2. Мир и научная картина мира. Революция в науке и смена научных картин мира . . . . . . . . . . . . . . .14 2.3. Диалектико-материалистическое учение о материи и современные естественнонаучные представления о ее строении и свойствах. . . . . . . . . . . . . . . .23 2.4. Мировоззренческое и методологическое значение понятия материи для развития философии и частных наук . . . . . . . . . . . . . . . .27 3. Движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28 3.1. Движение - способ существования материи . . . . . . . . .28 3.2. Основные формы движения материи и принципы их классификации . . . . . . . . . . . . . . . .32 3.3. Диалектика основных форм движения материи . . . . . . . .33 3.4. Специфика социальной формы движения материи . . . . . . .35 4. Пространство и время . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41 4.1. Пространство и время - формы существование движущейся материи. . . . . . . . . .41 4.2. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. . . . . . . . . . . . . . . . . .43 4.3. Основные свойства пространства и времени. . . . . . . . .46 4.4. Критика идеалистических и метафизических концепций пространства и времени. . . . . . . . . . . . .52 4.5. Концепция множественности нефизических форм пространства и времени. . . . . . . . .59 5. Проблема единства мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63 Г Л А В А II. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ЧЕЛОВЕКА: СУЩНОСТЬ И ТИПЫ СОЗНАНИЯ 1. Сознание, самосознание, мировоззрение. . . . . . . . . . . . .67 2. Общественное сознание, его структура и функции . . . . . . . .83 3. Структурные компоненты общественного сознания и их взаимосвязи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87 4. Взаимосвязи сознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92 5. Структура общественного сознания. Компоненты сознания. . . . .93 .5 П Р Е Д И С Л О В И Е Рассматриваемые в данном пособии проблемы, связанные с пониманием материи и сознания, исключительно важны для философии. Их значимость станет достаточно очевидной, если учесть следующее. Человек отличается от животного прежде всего использованием орудий труда, вследствие чего его деятельность становится целенаправленной. Бобр, например, обнаружив потребное ему дерево, начинает его грызть; человек же в этой ситуации воспользуется пилой или топором. Животное, иначе говоря, непосредственно действует на потребный ему объект; человек же непосредственно действует на орудие труда (каковое само по себе его не интересует),- в силу чего потребный объект становится целью. Цель, по Аристотелю, есть то, чего в природе нет, но против чего она не возражает и что потребно человеку, представляя для него определенную ценность... Поэтому познавательное отношение к действительности - существенная предпосылка целенаправленной деятельности человека по изменению природной и социальной действительности (животное потребляет наличные ресурсы природы; человек же производит потребные ему условия существования). Ведь постановка разумной, достижимой цели возможна лишь при знании того, что в объективной действительности есть, а чего в ней нет, что ее законам противоречит, а что - нет (и, следовательно, является возможным), и, наконец, при знании того, что действительно нужно человеку. ............ |