План ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ РАСШИРЕНИЯ НАТО: ИСТОРИЧЕСКАЯ ОШИБКА ИЛИ НЕИЗБЕЖНЫЙ ПРОЦЕСС
2.НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЕВРОПЕЙСКОМ КОНТИНЕНТЕ
3. ПЛАНЫ РАСШИРЕНИЯ НАТО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В последнее время в средствах массовой информации не только России, но и мира идет острая дискуссия по проблеме расширения НАТО, а также по тем проблемам, которые сопутствуют данному движению — реформирование этого блока, программа “Партнерство во имя мира“, тактика НАТО в бывшей Югославии и т.д.
Безусловно, эта проблема имеет громадное значение для России, уже сегодня определяет не только внешнюю политику нашего государства, но и в зависимости от позиции западных государств в отношении расширения НАТО будет предопределен, а впоследствии и материализован тот или иной внутренний экономический и политический курс Российской Федерации.
В силу того места, которую Россия продолжает занимать в мировой политике, проблема приобретает не столько и не только внутренний характер, а глобальный. Как бы то ни было, Россия неизбежно воспримет расширение НАТО как недружественный акт, как объединение всей Европы против нее. И тогда не исключен вариант, что Россия вынуждена будет отказаться от сотрудничества с альянсом, расширять и углублять военно-политическую интеграцию СНГ, искать союзников не Юге и на Востоке.
Справедливости ради следует заметить, что Запад в последнее время постоянно подчеркивает: условие вступления в НАТО — нормализация отношений с Россией, а также отсутствие пограничных споров с соседями.
Фундаментальная озабоченность России состоит не только в том, что в НАТО могут вступить антироссийски настроенные страны, которые, соответственно, усилят антироссийскую ориентацию альянса. Быть может, еще важнее то, что в этом случае она окажется вне расширяющегося военного союза вместо того, чтобы быть внутри формирующейся евроатлантической системы коллективной безопасности.
Расширение НАТО выбрасывает Россию из процесса принятия важнейших решений мировой политики, то есть ставит ее вне мировой политики. Парадоксально, но факт: политически Россия оказалась сейчас дальше от НАТО, чем бывший СССР. В 1990-1991 гг., когда распадался Варшавский договор, речь шла об интеграции СССР в НАТО, об “Общеевропейском доме“. Во всяком случае, тогда СССР был активным участником создания общеевропейской архитектуры, формирования общеевропейской системы безопасности. Теперь же Россию — правопреемницу СССР — бесцеремонно выставляют из процесса самого обсуждения будущей системы безопасности и по существу ставят перед свершившимся фактом. Россия, мол, не имеет права “вето“.
В то же время, если предположить, что расширение НАТО все-таки состоится, то Европа опять станет на перепутье, вновь на протяжении нашего столетия окажется расколотой, разобщенной и пораженной соперничеством и враждой. И тогда России, скорее всего, придется противостоять в одиночку уже всем остальным европейским странам. Поэтому исследование огромного пласта проблематики, связанного с планами расширения НАТО и приоритетами внешней политики России, имеет огромное значение.
В данной работе автор на основе анализа публикаций в отечественных и зарубежных средствах массовой информации пытается проследить генезис проблемы расширения НАТО и спрогнозировать приоритеты внешнеполитического курса Российской Федерации в связи с возникновением данной проблемы. ............