БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«Проблемы, сдерживающие развитие предпринимательства в Республике Беларусь»
МИНСК, 2008
Изучение специфики экономической политики в Республике Беларусь позволяет выявить ряд проблем предпринимательского сектора в Республике Беларусь.
Главной проблемой для предпринимателей Беларуси являются административные процедуры.
По данным опроса, проведенного Международной финансовой корпорацией (далее – IFC), более 40% субъектов МСБ считают, что деловая среда в стране в 2005 г. ухудшилась. Среди причин, вызвавших такое негативное отношение к существующим условиям ведения бизнеса, лидируют механизмы прохождения административных процедур. При этом, несмотря на улучшения, имевшие место в отдельных областях административного регулирования, практически все основные процедуры, с которыми субъекты хозяйствования сталкивались в 2005 году, были для них сложными.
В качестве проблем, присущих всем административным процедурам, можно назвать большой документооборот и объем отчетности, трудности в получении информации о часто меняющихся нормах и правилах, а также высокие штрафные санкции за их несоблюдение.
В целях ускорения прохождения тех или иных административных процедур, а также при урегулировании спорных вопросов с государственными органами субъектам МСБ приходится прибегать к неофициальным платежам. По данным опроса, только 70% субъектов МСБ однозначно заявили, что они не осуществляли неофициальных платежей в 2005 г., следовательно, почти треть предпринимателей это практиковали.
Две трети субъектов МСБ назвали личные связи наиболее эффективным инструментом урегулирования спорных ситуаций с государственными органами. Около 40% предпринимателей считают, что использование неофициальных платежей более эффективно, чем обращение в суд или в вышестоящие государственные инстанции.
В отдельных административных процедурах произошли позитивные изменения, но сложности остались.
Существенных изменений в процедуре регистрации в 2005 г. по сравнению с 2004-м не произошло; зарегистрировать предприятие стоило в среднем 678 долларов США и занимало около 70 рабочих дней. Однако в результате работы, проводимой государственными органами при консультационной поддержке IFC на протяжении всего 2005 г., в начале 2006-го был упрощен механизм согласования наименования регистрируемых предприятий. В апреле 2006 года был принят Декрет Президента Республики Беларусь № 6 «О внесении дополнений и изменений в Декрет от 16 марта 1999 г. № 11», который предусматривает применение принципа «одного окна» для прохождения пострегистрационных процедур, а также снижает срок и стоимость регистрации. Сравнение сроков процедуры регистрации до и после принятия Декрета №6 представлено в таблице 2.4.
Таблица 1 – Сравнение процедуры регистрации до принятия Декрета №6 и после
Показатель до принятия Декрета после принятия Декрета Продолжительность рассмотрения документов в регистрирующем органе, дн. 25* 20 Продолжительность постановки на учет после получения свидетельства о регистрации (пострегистрация), дн. 16** 10 Количество государственных органов и учреждений (шагов) для регистрации предприятия 10 4
Примечание 1 – * средние показатели по данным опроса предпринимателей за 2005 г.
Примечание 2 – ** предельные сроки, установленные Декретом №6
Несмотря на позитивные изменения, анализ нормативных документов, регулирующих вопросы регистрации предприятия, показывает, что в Беларуси эта процедура остается более продолжительной и дорогой по сравнению с другими странами СНГ (рисунок 2).
В стремлении обезопасить рынок от недобросовестных субъектов хозяйствования и предотвратить образование фирм-однодневок государство чрезмерно зарегулировало процедуру открытия бизнеса. ............