Часть полного текста документа:Проблемы студентов и преподавателей при введении ЕГЭ Лободенко Елена Ивановна, доцент кафедры строительной механики Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, г. Тюмень Новые информационные технологии внедряются сейчас всюду. Например, в школах и в ВУЗах они используются для обучения, тренинга, осуществления контроля знаний на различных этапах, в том числе ЕГЭ (единый государственный экзамен), и повальным написанием электронных учебников. Жизнь не стоит на месте и с ней нужно идти в ногу. Но чтобы не наломать дров, нужно семь раз отмерить и только потом внедрять. Не всегда "новое" является безоговорочно лучшим, чем "старая" проверенная опытом система обучения. И попытка на всех этапах заменить экзамены тестами или безоглядный переход на "рейтинговую систему" оценки знаний вместо "обычных сессий" можно считать вредным и нежелательным явлением. Как всегда самым эффективным и разумным в обучении является продуманный симбиоз традиций и новых электронных средств обучения. В качестве не совсем удачного примера хочется привести опыт Тюменского нефтегазового университета, где в последнее время отменены сессии, и используется рейтинговая система контроля знаний студентов. Как результат нежелание работодателей иметь специалистов этого эксперимента. Не совсем удачный эксперимент в модернизации школьного образования - повсеместное введение ЕГЭ. От субъективизма в оценке знаний выпускников школ он не помог, но изменил цели обучения, причем не в лучшую сторону. В последние годы прием в наш университет осуществляется на основании результатов ЕГЭ. Хочу поделиться своими впечатлениями и наблюдениями, связанными с этим нововведением. При таком подходе чаще всего бюджетные места занимают ребята, кого в школе научили выбирать правильный ответ из ряда неправильных. Как результат - такой студент не имеет необходимых базовых знаний и на контрольных точках, коллоквиумах, экзаменах регулярно просит варианты ответов у преподавателя. Его не научили "знать", но обучили "выбирать". Вероятно, в школе, где он взрослел, учителя ставили перед собой именно эту задачу. Другая и более угрожающая проблема таких студентов - патологическая боязнь устных ответов. Когда тебе необходимо лишь выбрать правильную формулировку, но не обязательно ее знать наизусть и нет особой необходимости произносить ее вслух учителю, т.к. выпускной экзамен - тест, то постепенно ученик утрачивает способность вести диалог по дисциплинам, в которых необходимо знание специальной терминологии. Я думаю, что школьные учителя, обучавшие этих ребят, не ставили перед собой задачу развить у них навык вести дискуссию. Становясь студентами, они не умеют или боятся задавать вопросы на практических занятиях, лекциях и консультациях. А вопрос "почему" повергает их в состояние шока... Два года несколько преподавателей нашей кафедры работают над созданием обучающего комплекса программ по курсу "Теоретическая механика". За это время мы приобрели некоторый опыт, которым и хотим поделиться. Первый и самый главный вывод, к которому мы единогласно пришли, что использовать тестирование в качестве заключительного этапа для оценки знаний студентов по данному курсу ни в коем случае нельзя. Тестирование можно использовать лишь в качестве промежуточного контроля, например, вместо коллоквиумов в середине или конце семестра. ............ |