Часть полного текста документа:Проблемы целеполагания субъектов обучения в связи с организацией индивидуальной образовательной траектории ученика. Кулешова Галина Михайловна, соискатель лаборатории лаборатории методологии общего среднего образования ИСМО РАО В ходе нашего исследования мы выделили совокупность выявленных нами существенных свойств/признаков, отражаемых в сознании с помощью понятия "индивидуальная образовательная траектория" в условиях личностной парадигмы, а именно: • Личность - существование потенциальной личности, имеющей набор качеств, характеристик, способностей, которая природосообразно и избирательно осваивает и "приращивает" культурные нормы (знания) и раскрывает себя. • Импульс - запуск механизма "самодвижения" ученика и учителя, связанного с осмыслением деятельности, самопознанием, ценностными ориентациями и самоуправлением. • Ориентиры - определение в диагностике конкретных личностных качеств учащихся в качестве ориентиров для ведения ими образовательной деятельности. • Программа - инновационная (творческая) сущность индивидуальной образовательной деятельности в её программе, основные компоненты которой: смысл, цели, задачи, темп, формы и методы обучения, личностное содержание образования, система контроля и оценки результатов. • Портфолио - сумма "образовательных продуктов" ученика, создание которых возможно через выявление и развитие индивидуальных способностей. • Рефлексивное осмысление - становление "индивидуальной образовательной истории" как сумма значимых "внутренних приращений", необходимых для целеполагания как импульса для непрерывного образовательного движения через личностную рефлексию. • Образовательная среда - как пространство превращения потенциала в ресурс. Исходя из выделенных признаков, мы можем сделать вывод о важной роли целеполагания, пронизывающего процесс проектирования, организации и реализации учеником (при возможном педагогическом сопровождении) своей индивидуальной образовательной деятельности, определение которой может сводиться к следующему: Индивидуальная образовательная траектория - это персональный путь творческой реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании, смысл, значение, цель и компоненты каждого последовательного этапа которого осмыслены самостоятельно или в совместной с педагогом деятельности. Гипотеза нашего исследования связана больше с дистанционной образовательной деятельностью и состоит в том, что если мы хотим выявить и реализовать индивидуальную образовательную траекторию ученика в условиях дистантных форм обучения, то мы должны рекомендовать дистанционному педагогу и локальному координатору, каким образом можно обеспечить импульс самодвижения через мотивацию, как создать условия для формирования истории осмысления образовательной деятельности через рефлексию, помочь методически осуществить проектирование и реализацию индивидуальной образовательной программы, включающей смысл деятельности, цели, предполагаемые способы работы, критерии оценки и формы контроля, а также спроектировать построение системы взаимодействия по педагогическому сопровождению ИОТ для всех субъектов образования в условиях использования средств компьютерных телекоммуникаций. ............ |