ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Реферат
Профилактические и реабилитационные программы работы с подростками и молодежью
Выполнила:
студентка 4 курса социально-правового факультета Тохтобина Т.А.
Проверила: старший преподаватель
Хохлова М.М.
Красноярск 2009
Содержание
Введение
Профилактические программы работы с подростками и молодежью
Реабилитационные программы работы с молодежью
Шаги Реабилитации "Терапевтические сообщества"
Заключение
Литература
Введение Молодое поколение России переживает кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние, устаревшие, стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Выработка новых форм психологической и социальной адаптации происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно. Молодежь утрачивает ощущение смысла происходящего и не имеет требуемых навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый стиль жизни.
Современная социальная ситуация неизбежно привела молодое поколение к необходимости принять на себя ответственность за свое будущее. И как замечает Н.А. Сирота, в то же время очень многие наши соотечественники, находясь под воздействием интенсивных и непрерывно возрастающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и вследствие этого психоэмоционального напряжения возникают различные формы саморазрушающего повеления, в первую очередь, употребление наркотиков, алкоголя, а также других видов психоактивных веществ[1].
Профессионалы, работающие с подростками молодежью, должны найти совершенно новые подходы к взаимодействию со своими подопечными. В этом могут помочь различные профилактические и реабилитационные программы обучения молодых людей новым формам поведения, воспитания стрессоустойчивой личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь.
Профилактические программы работы с подростками и молодежью Программа "Профилактики асоциального поведения" предназначена для проведения групповых занятий с учащимися от 12 до 20 лет и их родителями[2].
В данной программе предусмотрено пять основных блоков:
групповые занятия по развитию коммуникативных навыков;
групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний;
групповые занятия, направленные на помощь в достижении позитивных жизненных целей;
диагностический блок для оценки результатов коррекционной работы с подростками;
групповые занятия с родителями подростков для повышения уровня осведомленности в вопросах воспитания детей и правовых знаний, касающихся их ответственности и прав, предусмотренных законодательством РФ.
Групповые занятия проводятся классными руководителями, психологами и социальными педагогами образовательных учреждений, прошедшими предварительную подготовку по проведению групповой работы.
Структура занятий:
Упражнения - активатор, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
Обсуждение происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.
Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую игру.
Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
Упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения.
Упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
Групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу ситуаций.
Информационно-правовая часть, направленная на усвоение правовых знаний.
Рефлексия - подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.
Ожидаемые результаты:
У подростков сформируется адекватная самооценка, снизится потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения.
Сформируется потребность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций.
Выработаются позитивные жизненные цели и мотивации к их достижению.
Повысится правовая грамотность и ответственность за свое поведение.
Полезные привычки", "Полезные навыки" и "Полезная прививка" являются современными программами превентивного обучения, базирующимися на психосоциальном подходе: развитии личностной и социальной компетентности детей.
Целью "Полезных привычек" и "Полезных навыков" является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе (а в 5 - 7 классах - о наркотиках и марихуане); способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Учить детей эффективно общаться.
Учить детей делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.
Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся начальной и средней школы к табаку, алкоголю и наркотикам.
Адресованная старшеклассникам "Полезная прививка" позволяет учителю продолжить работу, начатую пособиями "Полезные привычки, навыки, выбор". ............