Российский государственный педагогический университет
имени А.И. Герцена
Кафедра коррекционной педагогики
Дипломная работа
Профилактика дисграфий у дошкольников с общим недоразвитием речи
Исполнитель – Ворошилова Генриетта Владимировна
Студентка 5 курса ЛОГО-16С
Факультета коррекционной педагогики
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
Глава 1. Состояние проблемы профилактики нарушений письма у детей
1.1 Анализ клинико-психолого-педагогической литературы по проблеме профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР
1.2 Письменная речь, предпосылки ее формирования
1.3 Понятие фонематической системы
1.4 Становление механизмов речи в онтогенезе
Глава 2 Особенности нарушения письменной речи
2.1 Этиология и патогенез нарушений письменной речи
2.2 Симптоматика дисграфий (типология и механизм специфических ошибок письма)
2.3 Классификация дисграфии
Глава 3. Организация экспериментального исследования по рассматриваемой проблеме
3.1 Методика констатирующего эксперимента
3.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
Глава 4. Логопедическая работа по профилактике дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи
4.1 Принципы логопедического воздействия
4.2 Основные задачи по профилактике дисграфий у детей с ОНР
4.3 Игры и упражнения по профилактике дисграфии у детей с ОНР
Заключение
Литература
Приложение
Введение Актуальность. Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии аномального ребёнка.
Значимость проблемы профилактики дисграфий обусловлена тем, что у детей с общим недоразвитием речи выявляются определённые особенности формирования речевых и не речевых функций и процессов, связанных с овладением письмом (8,10,13,21). Вместе с тем в специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматривается проблема профилактики дисграфий в дошкольных логопедических группах в общей системе коррекционно-воспитательной работы (8,10,13,21).
Значительным препятствием для её эффективного решения служит несовершенство процесса комплектования коррекционных групп. В них принимаются дети с нарушенным формированием всех компонентов речевой системы, с разным уровнем речевого развития, имеющие различный патогенез речевого расстройства: алалия, дизартрия, ринолалия. Неоднородность детей, влияние речевого расстройства на развитие познавательной деятельности, сложные взаимодействия между речевыми и неречевыми симптомами, теоретическая неразработанность дифференцированного подхода в структуре указанной проблемы затрудняют её практическую реализацию.
Несмотря на возросший интерес исследователей к проблеме профилактики дисграфий, не изучена динамика развития речи детей с ОНР в процессе специально организованного обучения, не выявлено, какие симптомы компенсируются легче и быстрее, а какие нуждаются в дальнейшей коррекции и с чем это связано, не приведён научно обоснованный анализ трудностей, которые испытывают дети в ходе овладения учебным материалом. ............