МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)
На правах рукописи
ББК 74.204+74.264.4
Быкова Галина Викторовна
Профильное образование в обучении школьной географии
г.Комсомольска-на-Амуре
Специальность: 050103 «География»
Выпускная квалификационная работа
по теории и методике обучения географии
Комсомольск-на-Амуре 2007
Работа выполнена на кафедре географии Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет»
Научный руководитель - Курсова Ирина Михайловна, старший преподаватель кафедры географии
Рецензент - Калинина Инна Юрьевна, учитель географии МОУ СОШ №36
Защита ВКР состоится: «27» июня 2007 г. в 8 ч. 30 мин., в аудитории «403» в ГАК естественно-географического факультета
К защите допускаю:
Научный руководитель: И.М. Курсова
Зав. кафедрой географии: Г.А. Упоров
Декан факультета: _____________Г.М. Ремизов
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1. Теоретические основы профильного обучения в общеобразовательной школе 7 1.1. Понятие профильного обучения, компоненты профильного обучения 7 1.2. Из истории вопроса. Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения 17 ГЛАВА 2. ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 31 2.1.
География – ее значение в воспитании будущего
поколения
31 2.2. Место географии в профильном обучении 33
2.3. Анализ опыта реализации профильного обучения на примере г. Комсомольска-на-Амуре 39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Введение
В настоящее время проходит модернизация школьного образования. Россия все больше становится страной, открытой миру, где строится рыночная экономика и правовое государство, в котором на первое место должен быть поставлен человек, обладающий значительно большей, чем ранее, мерой свободы и личной ответственности. Эти фундаментальные процессы, изменяющие российскую действительность, «разворачиваются» в общемировом контексте перехода цивилизации к новому состоянию постиндустриального и информационного общества.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями, создавать возможности для отработки умений и навыков самообразования.
Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
К числу дополнительных инновационных изменений относятся:
· введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
· организация информационной работы и профильной ориентации
старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;
· изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся,
заканчивающих вторую ступень основной школы;
· построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю; все это дополняется портфелем индивидуальных достижений - «портфолио».
Каждая из перечисленных инноваций при ее реализации в практике потребует конкретизации и доработки. ............