Часть полного текста документа:Программирование для математиков Наталья Дубова В 1980 году на мехмате МГУ был введен новый курс программирования Вместе с появлением первых вычислительных машин возникла потребность в фундаментальной подготовке тех, кто научит этих электрических монстров осмысленной деятельности, то есть программистов. На мехмате МГУ в начале 50-х Алексей Андреевич Ляпунов читал первый учебный курс по принципам программирования. В 1980 году здесь же возникает новый курс программирования, который в конечном итоге оказал серьезное влияние не только на несколько поколений "мехматян", но и в целом на преподавание информатики в стране. В заголовок статьи мы вынесли название учебника по мехматскому курсу программирования, который вышел восемью годами позже. Авторы курса Геннадий Викторович Лебедев и Анатолий Георгиевич Кушниренко подчеркивают, что название это отражало не просто принадлежность предмета главному математическому факультету страны. К 80-м стало очевидно, что мехмат, проложивший дорогу преподаванию теоретического программирования, уже не имеет соответствующего его высокой научной планке курса по этому предмету. Преподавание программирования сводилось к изложению Фортрана - языка, авторитет которого в сфере научных расчетов был непререкаем, и описанию архитектуры машин IBM 360, с которых делались наши ЕС ЭВМ. Качество этих курсов никак не отвечало мехматским требованиям. Вызревала потребность в абсолютно новом курсе, способном внести вклад в общую математическую культуру студентов. Теперь его авторы уверены, что в итоге, когда курс окончательно сформировался, им удалось достигнуть этой цели. Правда, накануне 1 сентября 1980 года такие глобальные идеи не формулировались. Просто молодые преподаватели решили, что каждый студент, пришедший на первое занятие по программированию, должен уйти с него с распечаткой готовой программы. Для этого решили написать пакет программ с использованием библиотек системы "Асфор" - сокращенной версии Фортрана, разработанной на мехмате специально для программирования студенческих задач. Студенты должны были построить алгоритм передвижения некого "путника" через заданный набор препятствий и составить программу, состоящую только из вызовов стандартных программ. Дальше оставалось только собрать нужные перфокарты с набитыми на них программами, запустить их обработку и получить результат. После нескольких дней борьбы с библиотеками на Фортране создать такой пакет программ не удалось. "В последнюю ночь в полном отчаянии и от безысходности в голове родилась шальная мысль, что Фортран здесь не нужен. Надо написать интерпретатор. С этой идеи и стартовал мехматский курс", - вспоминает Лебедев. За два часа был написан интерпретатор, обрабатывающий линейные операторы вновь придуманного языка с русской лексикой. Первое занятие прошло с полным успехом. Вся группа ушла с выполненными программами и уже приобретенным опытом исправления типовых ошибок. В прежних курсах студенты получали первые результаты не раньше чем через два-три месяца освоения языка. Написанный за ночь интерпретатор положил начало специализированному программному обеспечению, наличие которого стало одним из основных факторов эффективности преподавания нового курса. ............ |