Часть полного текста документа:Лекция 1. Структура программы на языке Turbo Pascal Приведём простейший пример программы, единственная цель которой вывести на экран какое-нибудь приветствие: program Hello; begin writeln('Hello, world!'); readln; end. Первая строка ничего не делает, она просто содержит название программы. Затем, после слова begin начинаются собственно действия. В нашей программе их два: первое это вывод строчки "Hello, world" на экран, а второе ожидание нажатия клавиши "Enter", оно нужно для того, чтобы можно было увидеть результат программы, а затем уже нажать "Enter" и вернуться в Турбо-Паскаль. И, наконец, слово end с точкой в последней строке говорит о том, что программа закончилась. Действия, из которых состоит программа, называются операторами, они отделяются друг от друга точкой с запятой. А теперь приведём пример, в котором программа уже не "глухая", то есть может запрашивать какие-либо данные у пользователя. Пусть требуется спросить у пользователя два числа, после этого вывести на экран их произведение: program AxB; var a,b: integer; begin writeln('Введите a и b'); readln(a,b); writeln('Произведение равно ',a*b); readln; end; В этой программе перед словом begin появляется новая строчка, начинающаяся словом var. В ней мы указываем, что программе понадобится две переменные (a и b), в которых можно хранить целые числа (слово integer). О том, что делает первый оператор, нам известно: он выводит на экран строчку 'Введите a и b'. При выполнении второго оператора программа будет ждать, пока пользователь не введет число с клавиатуры и не нажмёт "Enter"; это число программа запишет в переменную a, затем то же самое делается для переменной b. Третьим оператором выводим на экран сначала надпись "Произведение равно ", а потом значение выражения a?b ("*" знак умножения). Четвёртый оператор пояснений не требует. А теперь рассмотрим структуру программы в общем виде. Любая программа на Турбо-Паскале состоит из трех блоков: блока объявлений, блока описания процедур и функций и блока основной программы. Ниже эти блоки расписаны более подробно. Блок объявлений: program ... (название программы) uses ... (используемые программой внешние модули) const ... (объявления констант) type ... (объявления типов) var ... (объявления переменных) Блок описания процедур и функций: procedure (function) begin ... end; ... Блок основной программы: begin ... (операторы основной программы) ... end; Рассмотрим наиболее важные части вышеописанных блоков. Под заголовком программы понимается имя, помогающее определить её назначение. Имя, или идентификатор, строится по следующим правилам: оно может начинаться с большой или малой буквы латинского алфавита или знака "_", далее могут следовать буквы, цифры или знак "_"; внутри идентификатора не может стоять пробел. После имени программы следует поставить ";", этот знак служит в Паскале для разделения последовательных инструкций. Заметим, что имя программы может не совпадать с именем соответствующего файла на диске. ............ |