Часть полного текста документа:Прощание гречанки (О генезисе красоты) В.А. Оганян, кандидат технических наук "Энергия" 2006, № 7. С. 65-68. Любовь есть стремление добиться дружбы того, кто привлекает своей красотой. Цицерон Сегодня, когда можно не только писать, но и читать все, что хочешь, происходит своеобразное голосование, в котором народ демонстрирует свой выбор как в книжных магазинах, так и в магазинах видеозаписи и изобразительного искусства, в камерных залах филармоний и на стадионах, расшатываемых ритмами поп-музыки. Шум такого голосования заглушил слова Сократа, сказавшего, что "неправильно, будто мы должны заботиться о мнении большинства относительно прекрасного". А верно ли это высказывание? Ведь бессмертие афоризмов часто обусловливается спорностью утверждений, которые, оказавшись ложными или очевидными, бледнеют и забываются. Но мысль Сократа сохранилась и озвученная на средневековой латыни в виде знаменитого принципа "о вкусах не спорят" до сих пор пытается мирить искусствоведов (и не только их), которые в основном тем и занимаются, что спорят о вкусах. Причем делают это с нарастающим накалом страстей, столкнувшихся в начале двадцатого века в "мировой войне" модернизма с реализмом и в спорадически вспыхивающих "локальных конфликтах" между их дочерними школами, течениями, группами и отдельными представителями. Сегодня мы наблюдаем очередное обострение непрерывного процесса, подспудно протекающего в искусстве с момента его зарождения. Процесса, протекающего слишком медленно, чтобы его можно было заметить у истоков и даже в среднем течении за время жизни одного поколения: "жизнь коротка, искусство долговечно". Но вследствие ускорения общего хода истории этот подспудный процесс к девятнадцатому веку набрал такую скорость, что отдельные его проявления, бросаясь в глаза, стали казаться парадоксальными, а их совокупность внушила О. Шпенглеру мысль о "Закате Европы". Но не заметил ли он симптомы чего-то более значительного - заката... красоты? Некоторые из этих симптомов оставили след в истории цивилизации. Так, человечество, писавшее сначала стихами, к концу древнего периода отказалось от монополии поэзии, создав художественную прозу. В эпоху Возрождения проза начала наступление и к XVIII-XIX векам, став законной формой искусства слова, догнала поэзию по значению, а в дальнейшем взяла верх над нею. Примерно в это же время (со второй половины XVIII века) происходит становление и распространение верлибра, то есть, по существу, - вытеснение красоты теперь уже из стихотворений, освобождаемых от рифм и метра, как от излишеств. "Излишества" стали убирать из своих произведений и архитекторы, и композиторы, стесняющиеся благозвучия, и многие мастера изобразительных искусств... Почему? Чтобы понять причину ухода красоты, нужно знать цель ее прихода к нам, ее сущность, о которой и сегодня нет единого мнения. Сократ отождествлял прекрасное и полезное. Аристотель совмещал реализм с бескорыстным удовольствием от созерцания художественности, а Кант, давший, пожалуй, наиболее полное определение красоты, и вовсе отвергал ее полезность, утверждая: "Красивый предмет вызывает удовольствие, свободное от всякого интереса". ............ |