Часть полного текста документа: Пространство, время и их относительность Человек, многое зная, умея, ты все же много не знаешь, и жить, действовать на границе знания и незнания тебе суждено всегда, будь же осторожен. Кант Высоко ценя науку и силу философского разума, Кант все же пришел к выводу о существовании границы познания. В чем же тогда усматривается высшая цель, главный смысл философских исканий. Кант писал: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая учит именно подавляющим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком." Итак, самой высокой ценностью и высшей целью Кант провозгласил человека, человеческое счастье (благо, блаженство), достоинство, высокий нравственный долг. Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание. Исторический материализм - это наука об обществе, как едином целом, о наиболее общих законах и действующих силах его развития. Он внутренне связан с диалектическим материализмом. Разница между диалектическим историческим материализмом заключается не в принципах подхода к явлениям действительности, не в способах их рассмотрения, а в объектах исследования, в широте охвата рассматриваемых явлений. Диалектический материализм есть наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, т.е. таких законах, которые свойственны как природе, так и обществу, а также мышлению. Исторический материализм исследует законы меньшей общности, законы, которые действуют только в обществе, но не действуют в природе. Он изучает наиболее общие законы, а также движущие силы развития общества. При рассмотрении явлений общественной жизни, исторический материализм учитывает как общие черты, свойственные обществу и природе, так и различия, существующие между ними. Общие законы в том, что природа и общество составляют единый объективно существующий мир и подчиняются одним и тем же диалектическим законам развития. Но общество отличается от природы, представляя собой высшую, социальную форму движения материи. В природе, если отвлечься от воздействия на нее человека, действуют слепые, стихийные силы; а в обществе действуют люди, одаренные волей и сознанием, ставящие перед собой определенные цели и стремящиеся к их осуществлению. Но нельзя сказать, что люди действуют по произволу, по прихоти собственной фантазии. Исторический материализм признает первичным материалистическое бытие людей, сознание считает вторичным. "Не сознание людей определяет их бытие, а их общественное бытие определяет их сознание." Мысли, желания, настроения людей возникают и видоизменяются на базе их практических жизненных потребностей и зависят в конечном счете от степени развития их материального бытия, от их экономического положения в обществе. Существовать вне нашего сознания - это характеристика каждого вида материи. Категория материи является фундаментальным философским понятием. Диалектикой - материалистическое определение дал Ленин: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". ............ |