Часть полного текста документа: Просвещение - идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное о общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производствен- ных отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж- ду "славной революцией" 1688 г, в Англии и революцией 1789-1790 гг, во Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс- тве, политике ("просвещенный абсолютизм), но главным образом в исто- рии общественно-политической мысли и общественного движения. При всем разнообразии мнений большинство мыслителей сходились в его оценке как передового, новаторского явления, Например, Имманунл Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Эн- гельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных револю- ций. Среди представителей Просвещения встречались материалисты и иде- алисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве- тителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций. Их индивидуализм поразительным образом уживался с кол- лективистскими идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму- низма. Как течение общественной мысли Просвещение несомненно представ- ляло собой некое единство. Заключалось оно в особом умонастроении, интеллектуальных склонностях и предпочтениях. Речь идет прежде всего о целях и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаме- нитом вольнодумстве, критическом отношении к авторитетам всякого ро- да, не приятии догм. Именно разномыслие прооветителей, объедененных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их тео- ретической деятельности.В нескончаемых спорах между ними рождались и оттачивались современные концепции прав человека и гражданина, граж- данского обццества и плюралистической демократии,правового государс- тва и разделения властей, рыночной экономики и этики индивидуализ- ма.За попытки пренебречь этим наследием народы многих стран дорого поплатилноь в XIX и XX вв. Просветители вовсе не были мечтателями,витающими в облаках.Их духовные запросы и интересы большей частью были тесно связаны о зло- бодневными проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной дея- тельности, видя в ней способ повлиять на мнение сограждан и политику правительств.Почти все они пользовались известностью как писатели, публицисты, университетские преподаватели или политические деятели. Просветители происходпли из разных классов и сословий: аристок- ратии, дворян, духовенотва, служащих, торгово-промышленных кру- гов.Разнообразны были и условия, в которых они жили.В XVIII в. ниве- лирующее воздействие цивилизации едва ощущалось, и народы сильно отличались по уровню экономического развития, политической организа- ции и культурным традициям. ............ |