Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Вятский Государственный Гуманитарный Университет (ВятГГУ)
Факультет Лингвистики
Курсовая работа
Процесс развития идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины XIX – нач. XX в.
Киров 2011
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития русской школы
1.1 Исторические предпосылки возникновения и особенности идеи русской школы в XIXв.
1.2 Особенности русской школы в конце XIXв. – нач.XXв.
1.3 Специфика русской школы в советский и постсоветский периоды
Выводы по I главе
Глава 2. Апробация идей русской школы на практике
2.1 Описание опыта апробации идей русской школы в учебных заведениях РФ
2.2 Описание опыта апробации идей русской школы в лицее № 21 г. Кирова
Выводы по II главе
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность темы исследования. Идея русской национальной школы выдвигается известными педагогами второй половины 19 – начала 21 вв.: П.П. Блонским, Г.Н. Волковым, С.И. Гессеном, И.Ф. Гончаровым, В.Н. Сорока-Росинским, В.Я. Стоюниным, К.Д. Ушинским.
На современном этапе развития России образованию отведена ключевая роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Школе отводится роль сохранения, развития и распространения национальных традиций. Реализация этой цели требует создания целостной системы воспитания, "способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации". Вхождение России в мировое сообщество требует решения проблемы соотношения международных и национальных интересов, укрепления национально-государственной системы, сохранения национальной самобытности России. Поэтому актуальной становится задача патриотического воспитания на основе сохранения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к истории и культуре народов России. В современной педагогической практике возникают "русские национальные школы". Их опыт требует решения ряда сложных задач, таких как определение особенностей данного типа учебного заведения, организация учебно-воспитательного процесса в нем, прогнозирование результатов педагогической деятельности. Для успешной реализации идеи русской национальной школы на практике необходимо объективно оценить теоретический и практический материал, оставленный нам представителями педагогической и общественной мысли второй половины 19 - начала 21 вв. Анализ историко-педагогической и современной педагогической литературы позволяет выявить противоречие между практической потребностью в дальнейшей реализации идеи русской национальной школы в российском образовании и недостаточностью ее историко-педагогической и научно-теоретической разработки.
Научная проблема. Какова сущность идеи русской национальной школы в отечественной педагогике второй половины 19 - начала 21 вв., особенности ее развития, реализации на практике отечественного образования?
Объект исследования. ............