Часть полного текста документа:Процессуальные вопросы третейского разбирательства в России Разрешение споров третейскими судами получило в России достаточно широкое распространение, чтобы можно было сделать некоторые выводы по ряду проблем третейского разбирательства вызванных недостаточным нормативным регулированием этого способа разрешения споров. На сегодня, деятельность третейских судов в России осуществляется на основании следующих нормативных актов: "Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров" и "Положения о третейском суде" (Приложение к ГПК РФ). При этом, первое содержит всего 26 статей и регулирует только наиболее важные вопросы третейского разбирательства, а второе безнадежно устарело и никоим образом не соответствует современному законодательству. Учитывая, что закон "О международном коммерческом арбитраже" регулирует третейское разбирательство с участием иностранных юридических лиц и граждан, вопросы касающиеся его применения остаются за пределами данной статьи. Место третейского суда в судебной системе России Первый вопрос, - какое место занимает третейский суд в судебной системе России. В вышеуказанных нормативных актах ответ на этот вопрос не содержится. Следовательно, ответ следует искать в иных нормативных актах. Определяя органы, осуществляющие судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, ст.11 ГК РФ указывает в качестве такого органа третейский суд наряду с арбитражным судом или судом общей юрисдикции. В то же время, органы осуществляющие судебную власть на территории России от имени государства исчерпывающе определены в ст.118, 125-127 Конституции РФ. Более того, в силу п.1, п.2 ст. 118 Конституции правосудие в России осуществляется только судом, а судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Исходя из совокупности этих норм, можно сделать следующий вывод - являясь органом осуществляющим судебную защиту нарушенных или оспоренных прав, третейский суд не осуществляет правосудие и не входит в судебную систему России. Возникает вопрос, какова в таком случае роль третейского суда? Ответ на эти вопросы явным образом не содержится ни в одном нормативном акте, однако исходя из совокупности его правомочий, видимо следует считать третейский суд особым судебным органом разрешающим спор между сторонами и выносящим свое заключение по спору в виде решения. При этом, такое решение влечет установленные законом последствия: 1) сторона в пользу которой вынесено решение вправе обратиться в суд для принудительного исполнения решения; 2) орган судебной власти (арбитражный суд), осуществляя правосудие, уже не пересматривает решение по существу, а лишь контролирует соблюдение требований предъявляемых к нему законом. Двойственное положение третейских судов приводит и к другим последствиям. Так, на третейских судей не распространяются гарантии и правомочия, которые гарантируются государственным судьям (несменяемость, неприкосновенность, материальные гарантии деятельности). Это не дает третейскому суду права требовать от организаций и граждан исполнения его поручений и запросов, например по предоставлению сведений, составляющих коммерческую тайну и/или информации, которую государственные органы и организации не вправе сообщать кому-либо без согласия лиц, которых эта информация касается. ............ |