Проверка фаз газораспределения и плотности клапанов
Проверку фаз газораспределения и плотности клапанов выполняют в следующем порядке.
1. Устанавливают клапаны в крышках цилиндров, если это не было сделано раньше, при комплектовке и сборке крышек.
2. Устанавливают распределительный вал, если он не был установлен ранее, совмещая все метки на шестернях его привода.
Эти метки ставят при сборке двигателя на заводе-изготовителе на внешних сторонах шестерен в виде углублений от керна или цифр. Шестерни привода на коленчатом и распределительном валах обычно сидят на шпонках, поэтому сопряжение шестерен по меткам правильно ориентирует их относительно друг друга.
Если этого не сделать, возможно смещение фаз распределения.
Вращение коленчатого и распределительного валов порознь (при расцепленных шестернях) допускается только в случае, если не установлены штанги клапанов и клапанные рычаги, так как иначе можно погнуть штоки клапанов.
3. Устанавливают толкатели и штанги клапанов.
4. Устанавливают клапанные рычаги предварительно на один цилиндр, обычно первый, для проверки фаз распределения. Убедившись, что вращение распределительного вала согласовано с вращением коленчатого вала, устанавливают остальные клапанные рычаги.
5. Регулируют зазоры в механизме распределения. Их проверяют щупом между цилиндрической частью кулачка и роликом толкателя или между ударным болтом на конце клапанного рычага и сферической головкой колпачка, надетого на конец штока клапана. Иногда зазор замеряют непосредственно между ударным болтом и торцом штока клапана. Проверку ведут на холодном двигателе.
Коленчатый вал проворачивают до положения, при котором затылок кулачка окажется под роликом толкателя. Затем одну или несколько пластинок щупа толщиной, равной требуемой величине зазора, вводят между деталями, где проверяют зазор.
Значение его определяется инструкцией для каждого типа двигателя; для выпускных клапанов зазор обычно больше, чем для впускных. Если зазор меньше нормы, то данный клапан не будет герметичным после нагревания во время работы, возможен задир ролика и кулачка, изгиб штанги.
Рис. 1. Проверка фаз газораспределения
При увеличении зазора сверх нормы возможны поломки привода, так как штанга будет болтаться, ударять по упорному болту клапанного рычага кромкой своей головки и может совсем выпасть; несоблюдение зазоров отражается также на моментах открытия и закрытия клапанов, т. е. на фазах газораспределения. Наиболее распространенный метод регулирования зазора предусматривает ввертывание ударного болта на конце клапанного рычага, после чего болт фиксируют.
Проверка и установка фаз газораспределения сводятся к тому, чтобы начало открытия впускных и выпускных клапанов соответствовало указаниям инструкции для данного двигателя. Для проверки распределения необходимо точно знать положение коленчатого вала при мертвых точках кривошипов. Проверку обычно начинают с первого цилиндра, проворачивая коленчатый вал по ходу. Проворачивание ведут до тех пор, пока на ролик 2 (рис. 1, а) толкателя впускного клапана не набежит профильная часть кулачка 3.
В зависимости от удобства выполнения работы и от конструкции клапанного привода момент набегания кулачка на ролик определяют: 1) индикатором по началу движения клапана; 2) покачиванием ролика 2 толкателя на его оси до тех пор, пока его не «закусит», т. ............