Часть полного текста документа: Проявление тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии Содержание. Введение. Глава 1 Теоретические основы проблемы тревожности. §1 Проблема тревожности в зарубежной и отечественной психологии. §2 Тревожность - как нарушение эмоциональной сферы подростка. §3 Причины и механизмы проявления тревожности при отклонениях в развитии. §3.1 Характеристика эмоциональной сферы подростков с ЗПР. §3.2 Характеристика эмоциональной сферы подростков с нарушением темпа, ритма и плавности речи (заикание). §4 Методологические основы коррекции и профилактики тревожности в подростковом возрасте. Глава 2 Специфика проявления тревожности у подростков с ЗПР, заиканием и нормально развивающихся. §2.1 Методы и методики исследования. Характеристика состава испытуемых. §2.2 Анализ результатов исследования. §3 Психолого-педагогические рекомендации для детей с заиканием. Заключение. Список литературы. Приложения. Введение. Необходимость активизации интеллектуальных ресурсов нашего общества является одним из важнейших условий преодоления переживаемого в настоящее время кризиса. В частности, оно предполагает решение проблемы развития социального интеллекта, под которым подразумевается устойчивая способность человека понимать других людей и самого себя, свои взаимоотношения с окружающими, а также прогнозировать межличностные отношения. Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Становление эмоционально - волевой сферы, с которой тесно связано формирование личности - сложный и длительный процесс, характеризующий психическое развитие. Оно протекает под непосредственным воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых, воспитывающих ребенка. Без знания особенностей эмоциональной сферы детей, трудно верно реагировать на их поступки, выбирать соответствующие порицание или поощрение, целенаправленно руководить воспитанием. Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также входит в сондромологию других заболеваний или является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Значение тревоги как социально - обусловленного фактора было отмечено на одном из первых, ежегодных симпозиумов, проводящихся Американской ассоциацией психологов и психопатологов. (В. В. Суворова, 15) Это послужило основанием для выбора темы исследования и его проведения. Цель исследования: изучение эмоциональной тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии. Предмет исследования: проявление тревожности в подростковом возрасте. Объект исследования: особенности проявления тревожности в подростковом возрасте в норме и при патологии. Основная гипотеза исследования: предполагается, что тревожность у подростков в норме и патологии имеет качественное и количественное своеобразие. Частные гипотезы: 1. Вероятнее всего, что у детей с ЗПР, тревожность ниже, чем у детей в норме. 2. У детей темпа, ритма, плавности речи, тревожность выше, чем у детей в норме. Опираясь на выдвинутые цель и гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи: 1. ............ |