Введение
Каждый человек имеет право на получение актуальной и надежной информации. При этом количество источников информации, к которой граждане имеют доступ, не менее важно, чем ее надежность и актуальность. СМИ берут на себя не просто функцию неких фиксаторов и трансляторов происходящего или происходившего. СМИ создают образную картину мира. Каждый человек должен обладать способностью получать информацию и приобретать знания, которые важны для него лично. Общественное телерадиовещание, а также средства печати были созданы, чтобы служить этим целям. Их главной задачей было обеспечивать граждан информацией, независимой от государственного и экономического контроля.
Воспитание гражданской позиции также представляет собой задачу, стоящую перед информационным обществом. Границы стираются, роль государства меняется, многие процессы становятся глобальными, а ситуация – более сложной. Объединяющийся и становящийся все более глобальным мир, где принятие решений часто обезличено, ставит особую задачу перед СМИ. Чтобы в полной мере воспользоваться своим гражданством в информационном обществе, человек должен иметь возможность получать информацию по вопросам, касающимся лично его, и чувствовать, что он может влиять на их решение. Эта ситуация полностью отличается от той, когда мы говорим о возможностях потребителя получать необходимые ему услуги связи.
Благодаря использованию коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ (своеобразный “триумвират” средств массовой информации): печать, радио и телевидение. Каждая из подсистем состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах). Кроме того, каждая из них выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.
Дело в том, что сегодня, в век "восстания масс", все широко известные нам средства массовой коммуникации образуют в громадной и всепланетарной своей совокупности новую глобальную версию искусства – искусства подачи информации. Появление этого явления во многом зависело от творческого проявления журналистов. Выявление особенностей журналистского творчества в одной из подсистем СМИ, а именно в радиопередачах – будет целью нашей курсовой работы.
Предпочтение радиовещание как объект исследования обуславливается тем, что люди старшего возраста больше доверяют радио, потому что ранее, при коммунистическом режиме, по радио давались какие-либо определенные факты. Общество привыкло к тому, что эта информация не может быть неправдивой, поскольку идет сверху, от институтов власти.
Отметим так же, что выявлять такие особенности мы будем в особом жанре получения информации – интервью, более того мы выбрали один из видов интервью – диалог (в дальнейшем мы будем называть его «классическое интервью»). Диалог строится по стандартной схеме «вопрос-ответ», естественно журналист не должен выступать в роли механического поставщика вопросов и регистратора ответов, но и для творческого проявления у него не так много места. Установив границы исследуемой нами области, тем самым усложнили достижение поставленной цели.
Мы установили задачи, последовательное решение которых позволит провести анализ нашей работы:
1. дать определение понятию журналистское творчество;
2. установить возможные виды творческого проявления журналиста в интервью;
3. проанализировать творческие проявления журналиста в радио интервью;
4. выявить особенности журналистского творчества в различных СМИ.
Беседы с известными журналистами о технике профессионального мастерства, а также о специфике проявления творчества изредка появляются на страницах журналов и газет, тем более в работах аналитического характера. ............