Часть полного текста документа:Прямой путь к атеизму Вопрос о преподавании в российских школах курса православной культуры, по-видимому, можно считать решённым. Есть некоторые возражения министерства образования, но есть веские основания считать, что такой курс в российских школах всё же появится. По крайней мере, в виде факультатива. В Курской области эксперимент по изучению новой школьной дисциплины ведётся уже в трехстах школах. "Нужно начинать работать уже в масштабах страны", - заявляет полпред президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. Слова полпреда президента означают реальную поддержку властей. В октябре 2002 года администрация президента провела научно-практическую конференцию "Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования". В конференции принимали участие не только чиновники Минобразования и священники (включая Кирилла, митрополит Смоленского и Калининградского), но также два(!) полпреда президента. Госдуму демократической России представлял православный коммунист, экс-президент Европейской межпарламентской ассамблеи православия Виктор Зоркальцев. Конференция прошла без дискуссий. Но вопросы задаются, причём как с правого, так и с левого фланга. Левый и либеральный фланг - правозащитники. Многие из них полагают, что преподавание православной культуры в школе - ущемление прав национальных меньшинств и атеистов. К тому же многим кажется, что это - первый шаг к насильственному навязыванию православия населению страны. Слышны и другие голоса. Верующие опасаются, что насильственное вдалбливание детям в головы закона Божьего приведёт к обратному эффекту. Есть возражения и теоретического плана. Православная культура, если она и вправду может существовать, - сугубо религиозная дисциплина. Это, в сущности, будет история православия, причем всякого - и грузинского, и греческого, и эфиопского. Христианская же культура, то есть культура христианской (европейской) цивилизации, к которой все мы в той или иной степени принадлежим, это, по смыслу своему, внерелигиозное понятие. Собственно говоря, школьная история как раз и занимается историей культур. Причем всех. Речь, конечно, может идти об особенно углубленном и расширенном изучении русской культуры и истории. Проблема в том, что применительно к русскому средневековью можно было говорить с некоторым основанием о православности русской культуры, а вот к периоду после XVI века - вряд ли. Содержание предлагаемого для российских школ курса православной культуры не оставляет, однако, сомнений в том, чему авторы курса намерены учить школьников. Вот мнение главы комитета Госдумы по образованию и науке Александра Шишлова: "Я думаю, что произошло недоразумение, поскольку тот предмет, содержание которого было приложено к письму министра образования, нельзя назвать православной культурой. По сути дела речь идет об обучении православной вере". Добавим: не только вере. Еще и тому, что вера эта государственная и русскому человеку присуща от рождения. И еще речь идет об обучении религиозной нетерпимости. Вот какие темы контрольных заданий предлагают авторы курса: "Приведите обоснования утверждений: 1) православие является традиционной религией в России; 2) православие является культурообразующей религией в России; 3) традиционные религии обладают характерными признаками, отличающими их от нетрадиционных религий..." "Обоснуйте утверждение: "Знание православной культуры помогает в изучении других учебных предметов в школе: русского языка и литературы, мировой художественной культуры, истории, обществознания"...". ............ |