Часть полного текста документа:И. М. Сеченов и его понимание психического акта В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим принципом физиологии было "анатомическое начало". Функции (в том числе психические) исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Умозрительные, порой фантастические воззрения прежней эпохи физиология переводила на язык опыта. Особым путем шел И. М. Сеченов (1828-1905). Его первый трактат, вошедший в книгу "Психологические этюды", назывался "Рефлексы головного мозга" (1863) и получил широкий резонанс в русском обществе, журналистике, литературе. Сеченов, бросая вызов психологам старого закала, утверждал: "Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожат ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге- везде окончательным фактом является мышечное движение". Не все адекватно поняли сеченовский замысел. Ссыльный Л. Ф. Пантелеев вспоминал о своей встрече в Сибири с купчихой, сообщившей ему, будто петербургский профессор Сеченов доказал: души нет, а есть только рефлексы. Да и противники Сеченова в науке утверждали, что он свел все богатство душевной жизни к дрожанию мышц. Но истинный смысл его теории был другим. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а лишь указывал на сходство в их строении. Психологию он называл родной сестрой физиологии, а не ее придатком. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что само понятие о рефлексе было им радикально преобразовано, так же как и понятие о психике. По классической схеме импульсом, который запускает в ход рефлекс, является физический стимул; согласно же Сеченову начальным звеном рефлекса является не внешний, механический толчок, а раздражитель-сигнал. На различие между раздражителем-стимулом и раздражителем-сигналом следует обратить особое внимание. Действие стимула ограничено возбуждением нервных волокон. Сигнал же играет двоякую роль. Он обращен и к организму, который его воспринимает, и к внешней среде, свойства которой он различает. Благодаря этому сигнал информирует организм о ситуации, к которой должны приладиться рабочие органы (мышцы). Последние, в свою очередь, обладают чувствительностью: в них встроены сенсорные приборы, которые передают в мозг сигналы о достигнутом результате и побуждают его, если требуется, автоматически корректировать поведение. Модель рефлекторной дуги Сеченов заменил моделью рефлекторного кольца. Если кольцо не замыкается, действие нарушается. В качестве примера приводилось поведение больных с расстройством мышечной чувствительности (атактиков): им трудно ходить из-за того, что они не ощущают почвы (их мозг не получает "обратных" сигналов из мыщц, хотя сами мышцы не поражены). Саморегуляция поведения организма посредством сигналов-таковым было физиологическое основание сеченовской схемы психической деятельности. К числу главных достижений Сеченова относится открытие центрального торможения. До него считалось, что в головном мозгу протекает только один нервный процесс-возбуждение. ............ |