Часть полного текста документа:Психофизиологические особенности десятиклассников Суворова Н. В. Великий немецкий философ Иммануил Кант в конце XXIII века сказал: "Годы юности - самые трудные годы". Взрослые, узнав мнение философа, в большинстве своем поражаются: как же так? Почему трудные? Ведь всегда считают, что юность - самые прекрасные годы. Старшеклассники, узнав мнение Канта, то недоумевают, то тут же соглашаются, иные же уходят в себя, задумываются. Почему поражаются взрослые, понятно. Они, как правило, помнят, а то и невольно фантазируют свою юность только в светлых тонах. Не все, конечно, но большинство. А почему у самих юношей и девушек весьма неоднозначное отношение к мысли Канта? Может быть, потому, что они по-разному отвечают на вопрос "Взрослые мы люди или нет?". Одни юноши и девушки отвечают на него однозначным "да", другие не менее однозначным "нет". Третьи пребывают в сомнении. Каждый, естественно, вправе считать по-своему. Хотелось бы лишь отметить такой своеобразный парадокс. И отвечая "да", и говоря "нет", многие на самом деле стоят на одинаковой точке зрения. Суть её в том, что те удовольствия, которые традиционно считаются привилегией взрослых, они желают получить "здесь и теперь". В то же время от тех обязанностей и обязательств, которые накладывает на человека взрослость, они хотели бы уклониться. Категоричные "да" и "нет" говорят лишь о том, что отвечающий не очень задумывался над вопросом. А если немного подумать, то становится очевидным, что однозначного ответа и нет. Почему? Потому, что взрослость не есть нечто однозначное. Взрослость бывает физиологическая, психологическая, социальная. И даже один и тот же человек, достигнув первой, нередко далёк от второй и третьей, а порой заканчивает свою жизнь, психологически, личностно оставаясь на уровне юноши. Если же усреднять, то можно предложить такой вариант ответа на вопрос "Взрослые вы люди или нет?". Физиологически и в большей мере физически - да. А психологически? Да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя как взрослые. Нет, если говорить о возможности и умении управлять собой и своим поведением. А с точки зрения социальной? Да, ведь человек уже имеет паспорт, несет правовую ответственность за свои поступки. Нет, ибо он ещё не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не образует, как правило, своей собственной семьи. Таким образом, старшеклассник оказывается в ситуации своеобразных "ножниц". Между своей физической взрослостью и психосоциальной незрелостью. Объективно. Независимо от того, осознает он это или нет. А это пораждает много трудностей, проблем, конфликтов с собой, с окружающими. Это требует соотносить свои стремления с возможностями, что не так-то уж и просто. Ведь для начала надо хотя бы осознать наличие этих "ножниц". Сделать это весьма непросто. Да многие и не стремятся осознавать. Но не только в этом дело. Ведь юность у всех проходит по-разному (темпы и стиль перехода от отрочества к взрослости). В самом общем и, естественно, приблизительном виде можно представить, по мнению психологов, как минимум три варианта этого перехода. Часть старшеклассников переживает свою юность бурно. ............ |