Часть полного текста документа:Психологическая проницательность и ее связь с экстраверсией-интроверсией и интеллектуальной настойчивостью личности А.А.Борисова Общение в работе педагога всегда значило много, ибо вне его учебно-воспитатель-ный процесс не мыслим. Новая концепция общего среднего образования, главным принципом которой является гуманизация образования, предполагает подъем общения на более высокий уровень. Учителя-новаторы, пришедшие к идее педагогики сотрудничества, своей практикой показали, что одним из главных требований, которым должен отвечать педагогический процесс, является соответствующая атмосфера общения. Она должна быть благоприятной для взращивания чувства собственного достоинства, самоуважения школьника, сознания, что с ним не только считаются, но и нуждаются в нем, не только замечают его, но и ценят [12]. Воспитание человека добродетельного и добродеятельного академик В.Д.Шадриков считает главной целью образования и сверхзадачей школы [13]. В какой-то мере это задача уже решается творческими учителями, такими как Е.Н. Ильин. Он убежден, что анализ литературного произведения должен вырастать в этическую проблему, а не в обзор всего, что было до и после книги. Метод душевного контакта (МДК), изобретенный Ильиным, по своей сути является общением, поднятым до уровня искусства [9]. Этот уровень приобретает особую значимость, если под искусством понимать меру мастерства в любом деле [13]. Одно из обязательных условий для общения на высоком уровне: человек, на наш взгляд, должен обладать психологической проницательностью [1]. Модель проницательности как функциональной системы была подвергнута экспериментальной проверке. Целью данной публикации является представление некоторой части эмпирического материала, который собирался нами на протяжении нескольких лет. Первая статья на тему проницательности опубликована в 1979 году. Методика изучения психологической проницательности В лабораторных условиях предъявлялись репродукции с картин русских, советских, зарубежных художников для истолкования содержания. Использовались портреты и сюжетные картины. К примеру: П.А.Федотов "Портрет Н.П.Жданович за фортепиано", Б.М.Кустодиев "Портрет Шаляпина", Ф.Гойя "Портрет Хосефы Байеу" и "Портрет Антонии Саратэ", К.С.Петров-Водкин "Тревога", В.М.Маковский "У колыбели" и др. При обсуждении некоторых материалов исследования в лаборатории А.А.Бодалева мне был задан вопрос, почему я использовала в опытах живописные портреты, а не фотографии. Для ответа на него я прибегну к помощи писателя. Для нас важно было определить, насколько испытуемый может разобраться в сущности человеческой личности, в сути тех или иных ситуаций, обстоятельств. Великий знаток человеческих душ Ф.М.Достоевский в своем романе "Подросток" заметил, что фотографические снимки черезвычайно редко выходят похожими, потому что сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож сам на себя. В редкие мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он описывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застанет человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк - нежным. ............ |