Часть полного текста документа:Психологические особенности проявления активности личности юного спортсмена в профессиональном самоопределении Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Багина Исследование проблемы развития личности юного спортсмена проводится не изолированно, а в общей системе педагогических и психолого-педагогических работ. При существующей содержательной взаимосвязи теоретических и экспериментальных исследований, проводимых как в общей педагогике и психологии, так и в спортивной педагогике и психологии, возникает необходимость проведения анализа педагогических и психолого-педагогических исследований, посвященных изучению проблемы развития активности личности в профессиональном самоопределении и выборе профессии, объектом которых выступили учащиеся средних и старших классов общеобразовательных школ [1]. В педагогических работах по профориентации в основном ставится задача организации эффективных профориентационных мероприятий, которые могут быть проведены в рамках средней общеобразовательной или специализированной школы. Однако для нас важно, что предметом исследований выступают способы педагогических воздействий относительно подросткового и юношеского возраста, - именно к данным возрастным группам, как правило, принадлежат юные спортсмены. Поэтому появляется возможность выделить общие закономерности активизации как школьников, так и юных спортсменов в их профессиональном самоопределении и специфические особенности активности и инициативности в процессе выбора будущей профессии, проявляемые юными спортсменами [2]. Одним из лидеров "воспитательной" концепции в профориентации признан А.Е. Голомшток [6]. Правильная критика представлений о неизменности и наследственной обусловленности профпригодности человека, постановка вопросов о компенсаторных и резервных механизмах, о принципиальной возможности человека овладеть широким кругом разнообразных профессий, о формируемости профпригодности в процессе выполнения моделируемой в профессиональном обучении и реальной профессиональной деятельности, безусловно, ставят его работы в разряд прогрессивных. Высокая оценка этих работ объясняется также тем, что в связи с постановкой акцента на процессе формирования, воспитания и развития само понятие "выбор профессии" приобрело процессуальный смысл: возникло понятие "профессиональное самоопределение", которое описывало процесс подготовки личности к осознанному выбору профессии в течение длительного времени школьного обучения. Однако для теоретического обоснования предложений по разработке методов активизации школьников в профессиональном самоопреде лении выбирается только одна сторона процесса - сторона педагогического воздействия на личность молодого человека. Предполагается, что если само воздействие организовано правильно, то его результат (возникновение активной роли подростков и юношей) обеспечен. В рассматриваемых работах, по сути дела, не ставятся вопросы о том, как действительно проявляет свою активность сам учащийся, в тех или иных профориентационных мероприяти ях. Не подвергаются анализу случаи, когда активизирующее воздействие не дает ожидаемого результата и молодой человек остается пассивным и равнодушным. Не изучаются формы реальной активности личности в процессе профессионального самоопределения и выбора профессии. ............ |