МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
ОТДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ
Психологический анализ урока: метод Фландерса
Выполнила студентка
Васильева И.В.
Руководитель практики:
проф. Захарова Л.Н.
ФЛАНДЕРОВСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА №1
ФИО преподавателя: Селиванова Н.Г.
Класс: 8 «а»
Предмет: история России
Тема урока: Внутренняя политика Александра I.
История России 19в. Раздел «Политика правительства Александра I».
Цели урока: Сообщить знания о внутренних реформах, которые проводились правительством Александра I. Дать ученикам представление о безнравственности режима абсолютной монархии.
Дата проведения исследования: 12.10.2005
Дополнительные сведения:
1. Использованные интеракции.
Рис. 1. Интеракции, использованные на уроке.
Таблица 1. Процентное соотношение использованных интеракций.
№ Интеракция % 1 Принятие настроения 4 2 Похвала или одобрение 10 3 Принятие и использование представлений ученика 6 4 Задавание вопросов 25 5 Рассказ 20 6 Распоряжение 9 7 Критическое отношение или подтверждение собственных полномочий 0 8 Ответ учителю 20 9 Речь по собственной инициативе 2 10 Молчание или замешательство 3
1. Уровень эмпатии учителем своих учеников:
Высказывания «+» 10%
Высказывания «-» 9%
Количество высказываний, направленных на принятие учеников, примерно одинаково с количеством высказываний, которые могли бы разрушить доверительную атмосферу. Следует отметить, что у педагога вообще нет интеракции №7, а интеракция №6 (9%) хотя психологически и не желательна, но совершенно необходима в педагогическом процессе.
2. Преобладающий педагогический стиль: демократический.
Педагог скорее характеризуется демократичностью поведения, это чувствуется по особой благоприятной атмосфере на уроке, по тому, что ученики активно высказывают свое мнение.
3. Подкрепление работы учеников: 10% высказываний учителя были направлены на подкрепление, поддержку, одобрение учеников. Причем все случаи подкрепления были положительными.
4. Степень развития инициативы учеников: на уроке наблюдалась высокая степень инициативности учеников. Это было обусловлено характером построения урока: разноплановые задания, в большинстве которых информацию по новой теме ученикам нужно был добыть самим, учитель следил лишь за правильностью выводов.
5. Наиболее часто встречающиеся последовательности категорий:
4,8,2,3 - 21 раз
4,8,6 – 19 раз
ФЛАНДЕРОВСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА №2
ФИО преподавателя: Ямщикова Г.А.
Класс: 8 «а»
Предмет: алгебра
Тема урока: Метод выделения полного квадрата трехчлена.
Раздел «Квадратные уравнения».
Цели урока: Дать представление о методе выделения полного квадрата трехчлена. Объяснить применение данного метода на практике, его использование для выполнения упражнений.
Дата проведения исследования: 12.10.2005
Дополнительные сведения: педагог находится на пенсии по выслуге, в коллективе её считают очень опытным и знающим учителем.
1. Использованные интеракции.
Рис. ............