Метод: Наблюдение.
Характеристика: Предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов.
Виды: Полное, частичное; свободное, стандартизированное; включенное, стороннее.
Достоинства: Доступность. Возможность сбора первичных данных, раскрытие явлений на подсознательном уровне, в естественных условиях.
Недостатки: Субъективное отношение исследователя – искажение выводов.
Применение: Возраст от 0 до 7 лет. Дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.
Метод: Эксперимент.
Характеристика: Позволяет целенаправленно вызывать определенные проявления психики.
Виды: Естественный, лабораторный; констатирующий, формирующий; социометрический.
Достоинства: Надежность. Повышение точности регистрации и обработки полученных данных.
Недостатки: Трудоемкость.
Применение: Возраст детей от 3 до 7 лет.
Метод: Тестирование.
Характеристика: Кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень различия определенных психических качеств ребенка.
Виды: Тест-опросник, тест-задание.
Достоинства: Распространенность. Можно одновременно проводить исследования среди разных испытуемых (по возрасту, социальному положению и т.д.)
Недостатки: Невозможность контролировать причины, которые оказывают влияние на психологию и поведение человека, и следовательно по-разному влияют на его ответы.
Применение: В возрасте от 6 – 7 лет и старше.
Метод: Опрос
Характеристика: Сбор первичной информации, основанный на непосредственном (беседа) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого.
Виды: Устный, письменный; свободный, стандартизированный.
Достоинства: Причины и следствия. Чтобы получить информацию о поступках, необходимо выявить внутренние механизмы формирования этих поступков.
Недостатки: Субъективное отношение испытуемых – искажение данных.
Применение: В возрасте от 7 лет и старше.
Общая характеристика условий развития и деятельности ребенка от рождения до 7 лет.
Выписать определения понятий "ведущая деятельность", "новообразования", "социальная ситуация развития", "психологический возраст", "кризис".
Социальная ситуация развития – конкретная форма отношений, в которые вступает ребенок со взрослыми в данный период.
Новообразования – те качественные особенности психики, которые в первые появляются в данный возрастной период.
Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает, во-первых, развитие отдельных психических процессов (мышления, памяти, эмоций и пр), во-вторых развитие личности ребенка в целом, и, в-третьих, именно в рамках ведущей деятельности зарождаются новые формы деятельности ребенка.
Психологический возраст – качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.
Кризисы – переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого.
Выписать основные новообразования младенческого, раннего и дошкольного возрастов. ............