Часть полного текста документа:Психология сна Вит Ценев Сон глазами ребенка. "Одной из наиболее ярких особенностей сновидения является отсутствие удивления и критического отношения к содержанию сна". Эрнест Хартманн Бодрствуя, мы думаем и общаемся на языке слов. Слова - общепринятое описание мира. Мама приводит сына в школу и, прощаясь с ним, говорит: "В холодильнике борщ, когда захочешь кушать, достань его и разогрей". Сын не видит холодильника, он не чувствует запаха борща, и, тем не менее, теперь он точно знает, что борщ в холодильнике. Кошка или собака, чтобы найти еду, полагается на свои органы чувств. Слух, зрение, обоняние. Человек полагается преимущественно - на слова. Когда вы читаете вывеску "Восточные сладости", этого достаточно, чтобы "найти" рахат-лукум или халву. Если люди использую один и тот же набор слов, значение которых им известно, им легко понять друг друга. Если люди используют разные наборы слов, понимание невозможно. В незнакомой стране слова теряют всякий смысл. И тогда мы вынуждены полагаться только на органы чувств. Если вы хотите кушать, нужно увидеть еду или почувствовать её запах. Всё, что находится за пределами досягаемости органов чувств, перестает существовать. В этих случаях наше поведение мало чем отличается от поведения кошки или собаки. Если вы хотите пить, это нужно показать это на языке жестов. Чтобы купить товар, вы должны показать на него пальцем. Наш мозг состоит из двух полушарий: правого и левого. Левое полушарие - мыслит на языке слов. Правое полушарие - полагается на "язык" органов чувств и эмоций. Левое полушарие наиболее активно, когда мы бодрствуем. Мы ориентируемся в окружающем мире с помощью слов, а если нас переполняют эмоции и чувства, мы пытаемся выразить их словами. Правое полушарие наиболее активно, когда мы спим. И тогда наше взаимодействие с миром основано на чувственном переживании. Мы видим, слышим и чувствуем. А если нас "переполняют" какие-то слова, то мы пытаемся их увидеть. Или услышать. Или потрогать. То есть, сделать их доступными для органов чувств. Пытаемся увидеть слова. Вот почему мы именно видим сны, а не думаем их. Никто не говорит: "Я подумал сон". Мы видим сны, потому что наше правое полушарие просто не умеет думать (в привычном смысле этого слова). Оно видит, слышит и чувствует. Во сне вы никогда не сомневаетесь, что это сон, потому что видите его своими глазами. То, что недоступно органам чувств, легко поставить под сомнение. "Я не удивлюсь, если ваш муж тайно посещает любовницу", - говорит Мордюкова в фильме "Бриллиантовая рука". В это можно верить или не верить, основываясь на умозаключениях. Но когда мы видим "своими глазами" и слышим "своими ушами", реальность не подлежит сомнению. Словарный запас правого полушария у взрослого человека примерно равен словарному запасу десятилетнего ребенка. Это было выявлено экспериментально с помощью особых тестов. То есть, когда человек спит, он воспринимает реальность глазами ребенка. Ученые легко оперируют в разговорах сложными словами вроде "квантификация", "скаляр" или "турбулентность". Но стоит им уснуть, и эти слова теряют всякий смысл. И тогда ученые видят во сне змею, кусающую себя за хвост (Альфред Кекуле, химик), дикарей с копьями (Элиас Хоу, изобретатель швейной машинки) или наездницу на арене цирка (академик Мигдал). Если наше полушарие принципиально способно понимать слова (десятилетний ребенок знает очень много слов), то почему его "развитие" на этом останавливается? Почему во сне ученых не может быть ни "турбулентности", ни "квантификации", а только дикари и наездницы в цирке? Это очень просто. ............ |