Психологизм и антипсихологизм: возникновение, спады и подъемы
Спор между психологизмом и антипсихологизмом представляет собой некое цикличное явление, которое может быть прослежено в целом по крайней мере четырех последних столетий, начиная с философских размышлений Джона Локка и Рене Декарта.
Последние годы завершающегося ХХ века в данном контексте могут служить показателем нового витка возрождения интереса к этим проблемам
В историко-философской, критической литературе психологизм и антипсихологизм всегда рассматриваются как прямо противоположные друг другу позиции.
Мне же представляется, что особенность ситуации в этом споре заключается в том, что даже если кто-то декларирует жесткий антипсихологизм, то в реальном положении дел оказывается невозможным выдержать линию декларируемого жесткого антипсихологизма. В этом смысле показательны позиции Канта, Гуссерля, Поппера и даже Фреге.
Более того, на мой взгляд, можно показать, что прямо противоположные характеристики данной антитезы могут вполне сосуществовать в рамках конкретных философских позиций.
В частности, такую эволюцию философских взглядов на проблемы взаимоотношений между психологизмом и антипсихологизмом можно проследить в творчестве Л. Выготского, позднего Л. Витгенштейна (см. подробнее: Сорина, 1993).
Думаю, что можно говорить о том, что происходит своеобразный процесс постоянной ретрансляции идей как психологизма, так и антипсихологизма из концепции в концепцию, от эпохи к эпохе.
Итак, что же представляет собой сущность концепции логико-культурных доминант? Как, в свою очередь, можно реконструировать саму антитезу "психологизм-антипсихологизм" и её стороны?
Последовательно ответы на эти вопросы, думаю, можно представить следующим образом.
Концепция логико-культурных доминант базируется на предположении о том, что внутри замкнутых в себе миров отдельных систем культуры можно выделить и реконструировать такие миры, которые проходят сквозь разные пласты культуры, сквозь разные эпохи.
Эти выделенные миры не заслоняют и не заменяют миров, например, конкретных наук, а присутствуют в них в качестве некоторого общего мира.
Что же представляет собой психологизм? Отвечая на этот вопрос, думаю, в первую очередь следует обратить внимание на то, что имя "психологизм" не имеет одно и то же фиксированное значение для всех пластов культуры.
Речь идет о том, что проблемы психологизма (а затем и антипсихологизма) можно проанализировать с точки зрения того, что Л. Витгенштейн называл "семейным сходством". "Родство" психологизма в разных пластах культуры связано с тем, что для описания целой группы проблем используются одни и те же понятия.
В большом мире психологизма накапливаются элементы, характеризующие разные пласты культуры, различные науки. Даже в мире одной конкретной науки психологизм может проявляться в разных формах. Например, классификация только логического психологизма, предложенная В.Н. Брюшинкиным, выглядит следующим образом: "редукционистский психологизм - наивный психологизм - умеренный психологизм - ... - непсихологизм - умеренный антипсихологизм - крайний антипсихологизм...". Вместе с тем можно сказать: то, что делает теорию психологистической в самых разных науках, определяется следующими основными установками. ............