Часть полного текста документа:ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРОВОГО КОЛЛЕКТИВА (хоровая педагогика) КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ "Прикладные аспекты музыкальной педагогики" Таракановой Елены Владимировны Московский государственный университет культуры (МГУК) КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ МОСКВА 1998 ВВЕДЕНИЕ "Идите в хоры и обретёте гармонию" (Роберт Шоу) В педагогической формуле профессора Б.В.Баранова представлено определение хоровой культуры нации как совокупности трёх взаимосвязанных составляющих: хорового творчества (создание репертуара); хорового исполнительство (реализация репертуара); хоровой педагогики (как совокупности методологий обучения творчеству и исполнительству). В работе самодеятельных (в современной терминологии "некоммерческих") хоровых коллективов как нельзя лучше подтверждается истинность этого определения: руководство самодеятельным хором - сложная и ответственная работа, включающая в себя элементы всех трёх перечисленных составляющих. Репетиционная и концертно-исполнительская деятельность доставляет не только радость творчества, но и является систематическим тяжелым трудом, отнимающим много сил и энергии у каждого участника хора. Без грамотного музыкально-педагогического подхода со стороны руководителя хоровой коллектив не добьется заметных художественных результатов, что непременно приведёт к его распаду. В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. На фоне пресыщенного хорового рынка происходит массовое образование хоровых коллективов и столь же массовый их распад. Комплексное исследование этого явления, проведённое в Академии хорового искусства п/у Г.А.Струве, выявило ряд "узких мест" в процессе функционирования типового самодеятельного хорового коллектива. В частности, стало очевидным, что одной из основных причин самоликвидации самодеятельных хоровых коллективов является низкое качество музыкально-педагогической и психолого-педагогической работы. То есть факторов, имеющих не только обучающее, но и воспитательное значение. С одной стороны в ряде самодеятельных коллективов ярко выражено отсутствие или недостаточно высокое качество учебной работы, призванной повышать вокально-исполнительский и профессиональный (насколько этот термин возможен в контексте художественной самодеятельности) уровень хорового коллектива. С другой стороны- недостаточное качество (или вообще отсутствие) работы психологического характера, направленной на воспитание участников коллектива и формирование особой среды человеческих отношений. Общеизвестно, что человеческие отношение внутри отдельно взятого творческого коллектива являются одной из определяющих начал его нормального функционирования и творческого развития. Известный американский педагог и хоровой дирижер Роберт Шоу сказал на одной из педагогических конференций, что: "...если в хоре два певца, стоящих рядом, в одной партии, ненавидят друг друга, то унисон между ними однозначно невозможен! Нет унисона в партии - звучание всего хора невозможно считать полноценным...". ............ |