Пути повышения конкурентоспособности Республики Беларусь в условиях мировой экономической нестабильности
Конкурентоспособность – это область экономической теории, которая анализирует фактические данные и политику, определяющую способность страны создавать и сохранять среду, которая способствует повышению стоимости предприятий и повышению благосостояния людей.
По оценке Международного института управления развитием (IMD) конкурентоспособность страны определяется по четырем разделам:
1) экономическая деятельность (79 критериев) – макроэкономическая оценка национальной экономики;
2) эффективность правительства (72 критерия);
3) эффективность бизнеса (71 критерий);
4) инфраструктура (101 критерий).
Таким образом, исходя из данного подхода к оценке конкурентоспособности страны, для того, чтобы увеличить конкурентоспособность Республики Беларусь на международной арене, необходимо воздействовать на данные показатели.
Одним из важных критериев конкурентоспособности страны считается внешняя торговля. В свою очередь сальдо внешней торговли отражает эффективность продвижения товаров на международные рынки по отношению к импорту зарубежных товаров. Как отмечает Национальный статистический комитет Республики Беларусь, внешнеторговое сальдо в стране отрицательно, что говорит о преобладании импорта над экспортом. Однако постоянное повышение объемов экспорта создает реальную перспективу для развития внешней торговли с положительным сальдо. Одним из способов расширения торговых рынков для стран с относительно малыми экономиками, к которым принадлежит Беларусь, может стать региональная интеграция. Она помогает заключить соглашения, которые позволяют участнику рыночных отношений из одной страны наладить торговые отношения с таким же участником рыночных отношений в другой стране без дополнительных затрат. Таким образом, расширяются торговые рынки, увеличивается возможность большего экспорта товаров и услуг, что влечет за собой и повышение конкурентоспособности.
Одним из способов повышения конкурентоспособности Беларуси можно считать улучшение инвестиционного климата в стране. Осуществление этой задачи включало бы улучшение среды для ведения бизнеса любых размеров в стране: от мелких фермеров до модернизированных фирм, а также увеличение привлекательности экономики для инвесторов, иностранных и отечественных. Существуют 3 основные элемента частного инвестиционного климата: властная и институциональная среда, доступ к финансовым услугам и доступ к инфраструктуре. В докладе Международного банка реконструкции и развития «Ведение бизнеса 2010. Сравнительное регулирование в 183 странах» отмечается, что в 2008–2009 гг. были проведены реформы, стимулирующие развитие бизнеса, однако реформы в области получения кредита и защиты инвесторов могли бы привлечь новых инвесторов в страну, что помогло бы улучшить данный показатель конкурентоспособности.
М. Портер (признанный специалист в области изучения экономической конкуренции) считает, что главным фактором обеспечения конкурентоспособности страны является конкурентоспособность первичного звена – компании. А для различных компаний немаловажной составляющей успешного существования является налоговая политика государства. ............