Краткая аннотация модуля Результатом самостоятельной работы студентов должны стать:
Знания:
о составе государственных целевых бюджетных фондов и порядке их формирования и использования:
о порядке формирования, использования и управления государственным целевыми внебюджетными фондами;
законодательства, регулирующего этот финансово-правовой институт.
Умения:
работать с юридической и экономической литературой, посвященной государственным целевым денежным фондам;
ориентироваться в нормативно-правовой базе, регулирующих государственные целевые денежные фонды.
Тематический план
Краткая аннотация модуля
1. Правовое регулирование государственных целевых бюджетных фондов
2. Правовое регулирование государственных целевых внебюджетных фондов
Список рекомендуемых источников
1. Правовое регулирование государственных целевых бюджетных фондов Специфика целевых бюджетных фондов состоит в том, что в отличие от традиционного бюджета, удовлетворяющего потребности всего общества (национальная оборона, образование, здравоохранение и др.), целевые бюджетные фонды функционируют в большинстве случаев либо для обеспечения нужд именно тех налогоплательщиков, за счет чьих средств эти фонды формируются (дорожный фонд в большей его части), либо для компенсации использования отдельными экономическими субъектами благ, принадлежащих всему обществу в целом: окружающей природной среды, водных и биологических ресурсов (фонд охраны природы).
Целевые бюджетные фонды - это промежуточная ступень между бюджетной формой перераспределения средств и внебюджетной. С внебюджетными фондами их сближают целевые источники и целевое расходование средств; принадлежность к бюджету определяет все прочие характеристики этих фондов. Включение целевых фондов в бюджет придает им формальные признаки бюджетных средств, не меняя их сущности как ограниченной формы перераспределения части вновь созданной стоимости.
Под государственным целевым бюджетным фондом понимается фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по целевому назначению.
В Республике Беларусь перечень государственных целевых бюджетных фондов ежегодно устанавливается законом
О бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Практика последних лет (с определенными изменениями) позволяет говорить о существовании на территории Республики Беларусь следующих государственных целевых бюджетных фондов:
государственный фонд содействия занятости;
дорожный фонд;
фонд охраны природы;
фонд развития строительной науки;
республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;
инновационные фонды.
В соответствии со ст.17 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. "О занятости населения Республики Беларусь" государственный фонд содействия занятости является государственным целевым бюджетным фондом, предназначенным для страхования от безработицы и финансирования мероприятий по обеспечению занятости.
Государственный фонд содействия занятости создается за счет: обязательных страховых взносов нанимателей; средств, взыскиваемых с нанимателей за нарушение требований законодательства; добровольных поступлений; иных поступлений.
Основным источником образования данного фонда являются обязательные страховые взносы, плательщиками которых являются организации, определенные п.2 ст.13 I Слогового кодекса: юридические лица Республики Беларусь; иностранные юридические лица и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими Яйцами; простые товарищества (участники договора о сотой деятельности); хозяйственные группы, а также пи индивидуальные предприниматели.
Объектом исчисления является фонд заработной платы согласно Закону "О бюджете Республики Беларусь на 2006 год" (приложение 3).
Размер обязательных отчислений составляет 1 % от фонда заработной платы.
Исчисление и уплата обязательных отчислений производится единым платежом по ставке 4%, в который включается чрезвычайный налог в размере 3% от фонда заработной платы.
Организации, ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах начисленных чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости за отчетный месяц.
Индивидуальные предприниматели представляют в инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Уплата указанных налога и отчислений в государственный фонд содействия занятости производится организациями ежемесячно не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным.
Индивидуальные предприниматели ежеквартально не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по обязательным отчислениям в государственный фонд содействия занятости за квартал.
Уплата обязательных отчислений в государственный фонд содействия занятости индивидуальными предпринимателями производится ежеквартально отдельной платежной инструкцией не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием (строительством, реконструкцией) автомобильных дорог на территории Республики Беларусь, осуществляется за счет средств соответствующих государственных целевых фондов - дорожных фондов, которые подразделяются на: республиканский и местные. ............