БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
На тему:
«ПУТИ УСКОРЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ»
МИНСК, 2009
Совершенствование нормативно-правового обеспечения создания (ликвидации) субъектов малого бизнеса
Правила регистрации в Республике Беларусь определяет Декрет Президента от 16 марта 1999 г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования. 16 ноября 2000 г. в него были внесены изменения и дополнения Декретом Президента № 22. Эти документы должны были упростить процедуру регистрации и ликвидации предприятий, стимулировать развитие бизнеса. Но не получилось.
Эксперты Международной финансовой корпорации (МФК) установили, что для регистрации малого бизнеса «необходимо посетить минимум 10 организаций и собрать 13 пакетов документов». Для регистрации предприятия необходимо затратить в среднем 736 у.е. (табл. 1), для индивидуального предпринимателя – 102 у.е.
Таблица 1
Состав затрат на регистрацию в Беларуси в 2007 г.
Вид затрат Сумма, у.е. Согласование наименования 11 Нотариальное заверение учредительных документов 230 Государственная пошлина 78 Нотариальное заверение копий учредительных документов 285 Разрешение на изготовление печати 11 Печать 20 Удостоверение руководителя 11 Нотариальное заверение банковской карточки с двумя подписями 90 ИТОГО 736
Человеку, который хочет открыть свое небольшое дело, надо потратить примерно 3 месяца (66 рабочих дней) (для сравнения: в Украине – 26 дней) на подготовку всех документов, непосредственно регистрацию и постановку на учет в других государственных органах. Если где-то нарушишь сроки – штраф на сумму от 35 до 1 200 у.е. А не нарушить установленные сроки достаточно сложно.
Во-первых, в течение 10 рабочих дней с момента государственной регистрации необходимо встать на учет в налоговом органе. Для этого:
юридическому лицу наряду с другими документами следует представить нотариально заверенные копии устава, учредительного договора и свидетельства о регистрации;
индивидуальному предпринимателю – паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и копию свидетельства о государственной регистрации с одновременным предъявлением для сверки оригинала свидетельства.
Расходы на подготовку пакета документов, необходимых для постановки на налоговый учет юридического лица, включают оплату услуг за:
– нотариальное заверение копий учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации – 30 % базовой величины за каждую страницу оригинала;
– изготовление копий указанных и иных необходимых документов.
Таким образом, постановка на налоговый учет ООО или ОДО обходится ориентировочно в сумму, эквивалентную 65-70 у.е., унитарного предприятия – в 25-35 у.е. Для индивидуального предпринимателя указанные затраты ограничиваются расходами на изготовление копии свидетельства о регистрации ИП.
Извещение о присвоении учетного номера плательщика можно получить по истечении пяти рабочих дней после подачи соответствующего заявления.
Во-вторых, в течение 15 дней с момента получения свидетельства о регистрации необходимо встать на учет в органах Фонда социальной защиты населения. ............