Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Кафедра русского языка
КУРСОВАЯ РАБОТА
«Чужое» слово в художественном тексте (на материале романа Т. Толстой «Кысь»)
Руководитель доктор
филологических наук,
доцент кафедры русского языка,
Григорьева Т.М.
Студент группы ФЖ 09-01Б Макарова М.В.
Красноярск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Интертекстуальность как категория художественного мышления
1.1 Теоретические аспекты концепции диалогизма
1.2 Категория интертекстуальности: источники, подходы к изучению, система связей
1.3 Интертекстуальные элементы, их функции в тексте
Глава 2. «Чужая речь» как элемент структуры текста романа «Кысь»
2.1 Интертекстуальные связи на уровне мифопоэтики и фольклорных отношений
2.2 Цитатный слой романа: основные источники интертекста
2.2.1 Собственно цитата
2.2.2 Аллюзии в романе «Кысь»
2.2.3 Реминисценции в произведении Т. Толстой
2.2.4 Центонные тексты
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Современное искусство принято считать цитатным, ту же характеристику обычно получает постмодернистский литературный текст и способ мышления автора. Интертекстуальность, неотъемлемая часть постмодернистской поэтики, является приёмом создания художественных структур и инструментом анализа. В формировании теории интертекстуальности особое значение имеет концепция «чужого слова» М. Бахтина, в соответствии с которой «познавательно-этический момент содержания», необходимый для художественного произведения, берется авторами-творцами не только из «мира познания и этической действительности поступка», а при взаимодействии с предшествующей и современной литературой, создавая некий «диалог» [Бахтин, 1975 : 35]. Говоря об интертекстуальности, в первую очередь подразумевается присутствие в новом тексте элементов предшествующих художественных текстов.
Курсовая работа посвящена анализу особенностей романа Татьяны Толстой «Кысь» с точки зрения интертекстуальности поэтики. Ее творчество занимает особое положение в современной литературе, неоднозначно оценивается критиками, порой вызывая острую полемику и споры. Некоторые отмечают в произведениях Т. Толстой «тягу к вечным темам», в чем признается и сама писательница, но, тем не менее, все эти темы варьируются и развертываются на фоне современных событий [Пронина, 2002 : 31]. Выход романа «Кысь» ознаменовало обращение Т. Толстой к более широкому кругу вопросов, связанных с историей и современностью. В романе затрагиваются политические, идеологические, философские, социальные, идеологические и другие более масштабные вопросы. Следует говорить о большом прогрессе, сделанном Т. Толстой на творческом пути.
В связи с недостаточной изученностью интертекстуальности и «чужого слова» в романе Т. Толстой «Кысь», возникает необходимость рассмотрения специфики диалогичности произведения на базе анализа его интертекстуальных связей с фольклором, литературой и культурой. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
Цель исследования – доказать эффективность и значимость интертекста в раскрытии авторского замысла литературного произведения, а также описание разного рода заимствований элементов «чужого» текста и выявлений на этой основе смыслопорождающих механизмов интертекстуальности и ее эстетических функций в романе.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) Изучить теоретические концепции диалогизма и категории интертекстуальности;
2) Систематизировать интертекстуальные единицы в романе;
3) Рассмотреть механизм реализации чужой речи в произведении, имея в виду его смысловую и художественную направленность;
4) Исследовать функционирование «чужой» речи в романе, показать её идейное, стилевое и композиционное своеобразие;
5) Выявить информацию о духовной культуре и эстетических установках Т.Толстой с помощью авторов, с которыми она взаимодействует в творческом диалоге
Объектом исследования выступает интертекстуальность как воплощение феномена диалогизма литературных произведений.
Предметом изучения избираются конкретные приемы и средства создания поэтики интертекстуальности, которая формирует качественные художественные характеристики романа Т. ............