Часть полного текста документа:"Национальные вопросы" в политической публицистике И.С. Аксакова Ширинянц А. А., Фурсова Е. Б. Традиционная идеологическая формула русского консерватизма "православие, самодержавие, народность" в творчестве И.С. Аксакова дополнялась двумя элементами - во-первых, идеей всеславянства и славянской взаимности, во-вторых, принципом национально-политического единства и целостности России. Как верно отметил в свое время П.Б. Струве, И.С. Аксаков "смыкал и сомкнул славянофильские учения с конкретными вопросами и запросами общественной и государственной жизни России" (1). "Восточный вопрос" и русский панславизм, "польский вопрос" и критика национального сепаратизма, "прибалтийский вопрос" (2) и проблемы национальной политики на окраинах государства, "еврейский вопрос" в свете духовного противостояния православной церкви чуждым русскому народу веяниям - все эти темы, волновавшие современников, нашли отражение в политической публицистике И.С. Аксакова, в которой он проявлял завидную последовательность, не боялся прослыть реакционером и не скрывал своих убеждений, даже если они шли вразрез с основными тенденциями эпохи. Под восточным или славянским вопросом, который в пореформенное время активно обсуждался в российском обществе, обычно понималось все многообразие проблем, связанных с культурным и этническим, а в ряде случаев и с политическим, единством славян - т.е. с панславизмом (3). И.С.Аксаков полагал, что "Россия призвана явить новый культурный исторический тип, который примирит в себе и Восток и Запад на основе православно-славянской" (4). Именно Россия, утверждал он, должна овладеть инициативой разрешения Восточного вопроса, стать во главе движения, развернувшегося на Балканах, оказывать деятельную поддержку Сербии. Все происходящие события и положение каждого отдельного народа И.С. Аксаков предлагал рассматривать через призму единого Славянского вопроса: "в политической сфере нет частных противоречащих друг другу славянских вопросов, австрийского, турецкого или еще какого-либо другого: есть один Славянский вопрос, и он должен собою наполнить всю будущую историю Австрии, европейской Турции и России. Существование так называемых земель Чешской Короны, судьба Галиции и Венгрии, положение так называемого Триединого Королевства, Сербии, Боснии и Черногории, наконец, возрождение Болгарского народа, - все это неразрывные части одного и того же общеславянского вопроса" (5). В 1865 г. в газете "День" была опубликована статья И.С. Аксакова "Почему Австрия не может сделаться Славянскою державой", в которой содержался анализ австрославизма, и шире - сущности панславизма. И.С. Аксаков пришел к выводу, что панславизм принадлежит пока более области теории, чем практики, а в применении к Австрии, идея всеславянства как политического объединения славян во главе с немецким императором, вообще является фальшивой в самом своем основании. Доказывая этот тезис, И.С. Аксаков апеллирует к утверждению немецкой философии о том, что отвлеченные понятия становятся действительной силой истории тогда, когда обособляются и конкретизируются в каком-либо реальном явлении. С этой точки зрения, национальная идея приобретает значение двигателя истории, когда воплощается в живой организм с резко выраженной индивидуальностью. ............ |