План
Введение…………………………………………………………….............……..2
Глава 1. Понятие дисграфии как частичного специфического нарушения письма……………………………………………………………….......................4
1.1 Особенности дисграфии, причины возникновения, формы………..............4
1.2 Методы профилактики дисграфии…………………………………...............9
1.3 Коррекция дисграфии: упражнения для использования на уроках русского языка…………………………………………………………………...................12
Глава 2. Диагностика дисграфии у учащихся младших классов……..............17
2.1 Описание методики, применяемой для изучения письменной речи учащихся………………………………………………………………………….17
2.2 Описание проведения методики и полученные результаты………...........19
Заключение……………………………………………………………….............23
Список литературы………………………………………………………............25
Введение
Исследования показывают, что за семьдесят лет число младших школьников, испытывающих трудности в обучении, возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти. Типичные проявления - бедность словарного запаса, неумение правильно пересказать текст и построить предложение, множество ошибок при письменном изложении. При этом дети тратят на выполнение домашних заданий необоснованно много времени и сил. В результате у них практически не остается свободного личного времени, накапливается эмоциональная и физическая усталость. Причины - несформированность внимания и тонкой моторики, отсутствие навыков чтения и самостоятельности действий. Следствие - отвращение к учебе уже в начальной школе. Дополнительные занятия по развитию отстающих функций, как правило, забирают у ребёнка остатки сил и эмоций.
Именно таким детям необходимо давать классные и домашние заданий в форме, которая активизирует отделы мозга, отвечающие за автоматические навыки чтения и письма. Учитывая вышеизложенные факты, можно говорить об актуальности темы, выбранной нами для рассмотрения и изучения в рамках данной курсовой работы.
На нарушение чтения и письма как на самостоятельную патологию речевой деятельности обратил внимание А.Куссмауль в 1877 г. Затем появилось много работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения и письма. Из ранних работ отечественных авторов большую значимость имеют работы невропатологов Р.А. Ткачева и С.С. Мнухина. В 30-х гг. ХХ века нарушения чтения и письма начинают изучать психологи, педагоги, дефектологи. В этот период подчеркивается определенная зависимость между этими нарушениями с одной стороны и дефектами устной речи - с другой.
Целью данной курсовой работы является выявление методов коррекции дисграфии у учащихся на уроках русского языка. В соответствии с указанной целью можно выдвинуть к рассмотрению следующие задачи:
Проанализировать соответствующую педагогическую, психологическую и логопедическую литературу по данной теме;
Выявить с помощью диагностических методик типы дисграфии у учащихся 3-х классов;
Охарактеризовать основные методы и приемы коррекции дисграфии на уроках русского языка.
Исследование по теме курсовой было проведено на базе школ Шумилинского района. В нем приняли участие 50 учащихся 3-х классов, имеющих дисграфию. Данное исследование ставило целью выявить типы дисграфии у учащихся 3-х классов.
Первичное индивидуальное обследование каждого ребенка, обратившегося за помощью к профессионалам, носило комплексный характер и проводилось разными специалистами: врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачами функциональной и аппаратурной диагностики, психологами, дефектологами, логопедом. ............