Часть полного текста документа:Радио в Интернете Владимир Колодкин Возможность использования радиовещания в Интернете появилась не так давно. Программное обеспечение радиовещания в Интернете в реальном масштабе времени стало внедряться в середине 90-х, и сейчас в мире насчитывается более 15 млн. пользователей Web-радио. Как и в ситуации с другими видами сетевых СМИ, проследить первопроходцев и уверенно их назвать достаточно сложно. Но ясно одно - в России это произошло в Москве в 1996 году. В большинстве источников в качестве первой отмечается радиостанция "Европа Плюс", которая организовала трансляцию программы А.Троицкого "Достоевский FM" через Интернет одновременно с обычным эфиром. Однако представители станции "Серебряный дождь" настаивают, что впервые в Рунете появились именно они. В принципе, это не столь важно. Главный вывод, который из этих фактов вывести, заключается в том, что столичные российские радиовещатели начали осваивать пространство Рунета не с азов, а с применением последних мировых мультимедийных достижений, в частности, медиа-проигрывателя и медиа-броадкастера. И на данном этапе (2004 год) радио в Рунете проявляет себя в большом многообразии форм, требующем основательного изучения и научного анализа. Однако до сих пор в большинстве своем исследователи масс-медиа в Интернете акцентируют внимание на сетевых газетах и журналах (иногда называя их "сетевыми СМИ"), удостаивая web-радио лишь беглого упоминания с формальным описанием, либо объединяя его с телевизионными сайтами в некое дополнительное средство промоушна или рекламы. Противоречивость и неопределенность в понимании интернет-радио наблюдается и среди самих журналистов и деятелей сети. Вот, например, одно из высказываний известного деятеля Рунета Антона Носика: "То, что мы видим сейчас, к радиовещанию в Интернете не имеет никакого отношения. Это просто выкладывание в Интернет радиостанциями своих визитных карточек. Если радиостанция, которая имеет аудиторию 460 тысяч человек в Москве, получает через Интернет дополнительно 25 слушателей - то здесь вообще не о чем говорить. То, что мы видим сегодня в России, это процесс накопления опыта, ценного и, безусловно, важного. Но это не есть радиовещание". Может, в чем-то вышеприведенное высказывание утрирует реальное положение дел, но пока Интернет (по крайней мере, в России) действительно трудно назвать популярным или массовым СМИ. С другой стороны, версии радиостанций в Интернете ещё не являются конкурентами обычному радио (оговорюсь: только в количественном плане аудитории, ибо в принципе они не являются сегодня прямыми конкурентами). Но, пожалуй, присоединюсь к заключительной мысли А.Носика: "Это не есть радиовещание", правда, позволю себе преподнести ее в несколько ином аспекте: радио в электронных сетях и не может быть радиовещанием в привычном для всех понимании. Да, обычное радио послужило своеобразной "матрицей" в процессе создания, формирования и развития сетевого радио. Но интернет, в отличие от оффлайна, - совершенно иная "сфера обитания", где требования к подаче информации (в том числе и к ее формам) тоже иные. Где, чтобы выжить и быть востребованным целевой аудиторией, необходимо не просто претерпеть мимикрию, а пережить серьезные мутации (кстати, это относится и к другим видам СМИ, которые попытались перенести в сеть). ............ |