Часть полного текста документа:Российский университет дружбы народов СОДЕРЖАНИЕ ИСТОКИ РАСКОЛА 3 ИСТОКИ РАСКОЛА 3 ЦЕРКОВНЫЕ РЕФОРМЫ ПАТРИАРХА НИКОНА 4 КОНФЛИКТ МЕЖДУ ПАТРИАРХОМ НИКОНОМ И ЦАРЁМ АЛЕКСЕЕМ МИХАЙЛОВИЧЕМ 5 СОБОР 1666-1667 ГОДОВ 6 ГОНЕНИЯ НА СТАРООБРЯДЦЕВ 6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 9 ИСТОКИ РАСКОЛА 13 мая 1667 года собор святителей России и Православного Востока осудил всех не покоряющихся новым обрядам и новоисправленным книгам. Осуждённые не признавшие решение собора, оказались вне церкви. Это был последний акт, зафиксировавший, назревавший раскол между приверженцами старой веры - старообрядцами - сторонниками церковной реформы, осуществлённой патриархом Никоном. Преобразования выявили глубинные проблемы и противоречия в жизни русского общества, складывавшиеся на протяжении длительного времени. Среди этих проблем одно из важнейших мест занимало понимание роли русской церкви во всём православном мире. К середине XVII в. окончательно утвердилось представление , что Русская Православная церковь - единственная преемница и хранительница благочестия. До XV в. Русь считалась духовной дочерью Византии, откуда получила крещение. Но Византии угрожала гибель от окружавших её турецких полчищ, и Греческий император обратился за помощью и избавлением к главе католического мира - Папе Римскому. Чтобы наверняка получить помощь, император предложил объединить католическую и православную церкви, причём согласился на уступки католицизму. В итальянском городе Флоренции подписали документ о соглашении Флорентийскую унию 1439 г. Митрополит Московский Исидор, грек по происхождению, также подписал акт об объединении. Но в Москве такой поступок восприняли как измену православию. Исидор был свергнут, а на его место собор иерархов избрал русского митрополита. Вскоре после этого в 1453 г. на месте Византийской империи возникла Османская. Русские люди увидели в этом событии перст божий, наказание за отступничество от православия. С этого времени Московское государство становится единственным в мире крупным независимым православным царством. Стали говорить, что Москва - "третий Рим". На московских площадях рассказывали, что было два Рима - города-миродержца. Первый увлёкся папской ересью и пал, тогда его значение перешло к Константинополю - "второму Риму", который изменил православию принял папскую веру и за это был пленён турками. Поэтому важная роль защитника истинной веры перешла к Москве. Повседневная церковная практика выдвигала разнообразные вопросы, обсуждение которых порой выливалось в напряжённые споры. Это было одной из традиций, воспринятых вместе с верой из Византии. Однако Византийская покоилась на древней культуре, которая дала богатый богословский языки умение мыслить. В Древней Руси богословская учёность приобрела характер беспредельной веры в книгу, и любой научный подход к вопросам веры был неприемлем. В обществе возникло множество вопросов по поводу обрядов русской православной церкви. Особенно горячие прения вызвали два вопроса: 1. Сколько раз нужно произносить "аллилуйя" (два или три) 2. О "Посолонном хождении" (движение по солнцу) Стоглавый церковный собор в 1551 г. закрепил как единственно правильные двойную аллилую, двуперстное крёстное знамение, хождение "посолонь" и другие отечественные традиции, не уточнив как же происходит в православно мире. Тогда же в XVI столетии, было замечено множество расхождений и недосмотров в церковных книгах. ............ |