Часть полного текста документа:Расширение гуманитарных технологий на основе компетентностного подхода Кузнецова Надежда Александровна, преподаватель, самарский авиационный техникум, Самара В настоящее время повышается интерес к гуманитарным технологиям - это индикатор того, что развивается инновационный процесс. Какие возможности открывает он для образования? Сама идея гуманитарных технологий - это попытка разобраться в процессах, формирующих наше профессиональное сознание, понять - откуда мы знаем, что надо действовать так или иначе, проанализировать ту информацию и знания, которыми мы пользуемся для принятия решений. Итак, что же такое гуманитарные технологии? Гуманитарные технологии - это технологии инноваций, производство новых способов деятельности. Инновация - это новый способ думать и делать. Причем в этом определении важны оба слова - и "думать", и "делать". Появление нового способа деятельности предполагает новый взгляд, новое представление о реальности. Новый взгляд рождается тогда, когда человек имеет возможность получать новую информацию и знания, которые и формируют его действия, его представления - когда человек знает, где и какая информация и знания ему нужны для принятия решения. Если исходить из названия, то гуманитарные технологии - это технологии, ориентированные на развитие человеческой личности и на создание соответствующих условий для этого. Другими словами - это способы совершенствования моральных и этических норм, способы развития интеллектуального потенциала и физического состояния. Говоря о сущности и содержании гуманитарных технологий, следует отметить, что гуманитарные технологии - это система научно-гуманитарных знаний, использование которых позволяет реализовать конкретный человековедческий замысел при помощи определенных условий, средств и способов. Объект и замысел определяют в технологии все остальное: какие нужны научно-гуманитарные знания, условия, средства, способы процесса реализации замысла. В качестве объекта гуманитарных технологий в образовании выступают студент, группы студентов, а в основе замысла нами предлагается система средств развития компетентного специалиста, способного постоянно самосовершенствоваться, конкурировать на рынке труда и легко адаптироваться в изменяющихся условиях. Поэтому перед нами поставлена цель - подготовить будущего специалиста к предстоящим жизненным испытаниям на основе разработанных технологий. Гуманитарные технологии определяются некоторыми особенностями. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путем преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений, обуславливающих характер индивидуально-личностных изменений преподавателя и студента. Результатом такого взаимодействия будут "состояния", в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения, что позволяет достичь желаемого результата и реализовать замысел. Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. ............ |