Часть полного текста документа:Разговор с машиной: мифы и реалии речевого управления Почуев Сергей Иванович, д.т.н., профессор. На научно-популярном уровне изложены некоторые новые технико-эргономические психологические принципы и подходы к созданию и использованию естественно языкового интерфейса "человек-машина" для управления сложными техническими системами. Введение С момента появления первых "интеллектуальных" машин (под "интеллектуальной" машиной далее понимается объект искусственного происхождения, способный воспринимать и рационально использовать информацию, передаваемую ей в любой форме человеком, для выполнения определенных целевых действий) люди стремятся к максимальному удобству управления ими. Это стремление находит свое выражение как в конкретных технических разработках, так и в неосознанных и осознанных мечтах людей о думающих, понимающих человека и говорящих с ним помощниках, имеющих искусственную природу. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить Али-Бабу, дистанционно управлявшего дверями пещеры с сокровищами с помощью сакраментальной речевой команды "Сезам откройся!", героев многочисленных научно-фантастических романов или даже пушкинскую царицу, периодически консультирующуюся с чудо зеркальцем по поводу собственной внешности. В последнем случае мы, по-видимому, имеем дело с гениально предугаданным прообразом системы глобального мониторинга женщин, сопряженной с экспертной системой определения уровня их красоты и оснащенной естественно языковым интерфейсом.... В настоящее время попытки создания подобного интеллектуального речевого интерфейса "человек-машина" все более перемещаются из мира сказок в реальную жизнь, а соответствующие системы стремятся занять свое место под солнцем в кабинах самолетов, рубках кораблей, трубках мобильных телефонов, "мозгах" роботов и т.п. Вместе с тем объем использования естественно-речевых технологий в практике управления сложными техническими системами до настоящего времени весьма невелик, несмотря на очевидную привлекательность такого способа общения с "интеллектуальной" машиной. Более того, все мы являемся свидетелями того, что разнообразные, постоянно совершенствуемые электронные приборы как бытовые, так и используемые в различной профессиональной деятельности людей, продолжают "обрастать" все новыми многофункциональными кнопками, значения которых не в состоянии быстро запомнить и эффективно использовать, особенно в условиях возможного дефицита времени, ни один нормальный человек. В результате, возрастающие функциональные возможности техники часто оказываются нереализованными, а освоение новых электронных устройств человеком-оператором превращается в мучительный процесс запоминания многотомных инструкций и наставлений! Что надо сделать для того, чтобы люди могли и хотели разговаривать с машинами, а машины отвечали им взаимностью? Отвечая на этот непростой вопрос, современные ученые часто уповают на трудно преодолимые технические сложности надежного распознавания естественной слитной человеческой речи и ее смысловой интерпретации машиной. С данными утверждениями во многом следует согласиться. Это, прежде всего, касается существенных ограничений созданных к настоящему времени алгоритмов искусственного интеллекта, программ распознавания слитной речи и, в ряде случаев, недостаточных реальных возможностей аппаратной части современных компьютеров. Однако, когда мы имеем дело с управлением сложной технической системой и не требуем от нее порождения новых знаний или оперативного освоения (понимания) новых команд, ситуация упрощается. ............ |