Часть полного текста документа: ОПЕРАЦИЯ ПО РАЗОРУЖЕНИЮ НЕЗАКОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Проведение операции по разоружению незаконных вооруженных фор- мирований на территории Чеченской Республики являлось наиболее крупным применением федеральных войск для разрешения кризиса внутри России. Соединениям и частям федеральных войск противостояли хорошо подготовленные, вооруженные современными вооружением и военной тех- никой формирования, отличающиеся высоким моральным духом личного состава. Кроме того, Д.Дудаев не погнушался привлечь наемников и добровольцев из государств как ближнего, так и дальнего зарубежья. Части и подразделения Вооруженных Сил были решающей силой при выполнении поставленных задач. Они успешно вели боевые действия как вне населенных пунктов, так и при овладении ими. В ходе ведения операции совершенствовались слаженность органов управления и подготовка подразделений и частей. Анализ развития военно-политической обстановки в Чеченской Республике с приходом к власти Д.Дудаева, мер, принимавшихся рос- сийским руководством по разрешению чеченского кризиса, подготовки и проведения операции по разоружению незаконных вооруженных формиро- ваний позволяет сделать ряд выводов, учет которых в последующем мог бы существенно облегчить решение задач, аналогичных тем, которые пришлось решать в Чечне. 2Первое. 0 В основе возникновения вооруженного конфликта лежит постепенное обострение различных противоречий (политических, терри- ториальных, экономических, межнациональных и др.) В своем развитии он претерпевает несколько этапов (зарождение, обострение, кризис), что позволяет сделать процесс разрешения конфликта управляемым. Его разрешение - общегосударственная задача, а не только военных. Она должна решаться применением комплекса дипломатических и военных мер. Использование всего арсенала мирных средств с опорой на воен- ную мощь позволяет предотвратить конфликт на ранней стадии. Основ- ным узким местом в организации предотвращения конфликта остается отсутствие, несогласованность, а порой и противоречивость существу- ющего законодательства. Политическим руководством, органами государственной власти Российской Федерации в 1991-1994 г.г. предпринимались некоторые попытки разрешить чеченский кризис мирным путем. Однако, они заклю- чались в основном в стыдливой констатации фактов антиконституцион- ных действий дудаевского руководства, издании указов, постановлений и других документов, носивших, как правило, декларативный характер. Конструктивные практические шаги по принятию действенных политичес- ких мер по локализации зреющего нарыва в Чечне предприняты не были. Все это позволило Д.Дудаеву и его сторонникам превратить республику в криминальную экономическую зону, создать достаточно подготовлен- ные и оснащенные вооруженные формирования. Руководством России практически не была проведена работа по формированию общественного мнения населения страны относительно необходимости применения силы для разрешения чеченского кризиса. Отсутствие единства взглядов по этому вопросу у представителей органов федеральной исполнительной власти с одной стороны и законо- дательной - с другой, противоречивая полемика в средствах массовой информации препятствовали выработке у россиян твердой позиции в от- ношении Чечни, а также убежденности в необходимости применения войск для разрешения кризиса. ............ |