ПРОБЛЕМЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ
Опыт разработки нормативных документов по почтовой связи, накопленный в ФГУП «Почта России» позволяет сформулировать ряд важных проблем и предложить варианты их решения.
Нормативные документы систематизированы в иерархической пирамидальной структуре, которая вполне соответствует международному опыту, рекомендациям Всемирного Почтового Союза (ВПС) и содержит специфические российские требования законодательства.
Структура системы нормативных документов в области использования почтовой связи.
Сам факт существования подобной иерархической системы документов выгодно отличает почтовую отрасль от других, зачастую не имеющих такую систематизацию. Обычно первые три уровня называют законодательными документами, последние три - нормативно-техническими.
Основу пирамиды составляют ведомственные нормативные документы (ОСТы, ГОСТы, СНиПы, ТУ, РТМ и т.п.), которые разрабатывались в течение почти всего прошлого века и служат нормативно-технической базой развития отечественной почтовой системы. Далее идут документы органов регулирования удобства и надежности использовании почтовой связи. Далее, федеральные нормы и правила (ФНП), разработанные после вступления в силу [1]. Действуют также нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации, относящиеся к использованию почтовой связи и федеральный закон, полностью или частично содержащий требования к использованию почтовой связи, международная конвенция, касающаяся данной области и ратифицированная Российской Федерацией.
Отсутствие системного, согласованного и перспективного подхода к разработке нормативных документов является основной проблемой нормотворчества в области использования почтовой связи. Прежде всего это проблема организации разработки и пересмотра нормативных документов. Существующие нормативные документы разрабатывались в разное время в различных правовых условиях разными коллективами специалистов и на разных уровнях научно-технических знаний. Пирамида документов, в свою очередь, постоянно обновляется, дополняется, совершенствуется. Вступают в силу новые законы, нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации. Разрабатываются и пересматриваются федеральные нормы и правила, раскрывающие и уточняющие требования законов, документы органов регулирования удобству и надежности при использовании почтовой связи и управления использованием почтовой связи, содержащие процедуры, методики, руководства по исполнению законов и федеральных норм и правил. Все это обусловливает различия, а иногда и противоречия в содержании документов.
Можно представить идеальный подход в разработке нормативных документов. Принята Конституция, ратифицированы международные конвенции. Начинается разработка федеральных законов, развивающих положения этих высших документов. Вводятся в действие документы исполнительной власти, устанавливающие порядки и процедуры исполнения законодательных актов. Затем разрабатываются нормативы, содержащие обязательные научно-технические требования к удобству и надежности использования почтовой связи. В дальнейшем органы регулирования и управления разрабатывают свои нормативно-технические документы. ............