Разработка уроков литературы (4 часа) (5 класс по творчеству К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»)
Корецкая Н.Ю.
В 5 классе наши ученики начинают свое литературное образование. Поэтому нужно, чтобы они поняли, что, продолжая чтение, которым овладели в начальной школе, им надо стать читателями.
В начале года я ставлю перед собой и учениками конкретные задачи:
1. Стать читателем художественных произведений, умеющим понять, почувствовать и оценить произведение;
2.Сознательно овладеть словом;
3.Применять полученные знания.
Именно в 5 классе впервые дается обобщенное представление о литературе как искусстве слова, проводятся наблюдения над языком структурой художественного произведения: взаимосвязями персонажей, сюжетом, стихотворной формой, диалогом и т.д.
Цель уроков литературы ввести учеников в мир науки, искусства и творчества. В этом возрасте дети рады возможности быть чтецами, актерами на уроке. Уже в 5 классе, читая вслух, размышляем о прочитанном вместе.
При подготовке к уроку всегда стоит проблема: как быть с текстом? Читать целиком? Выборочно? Использовать лишь фрагменты текста? Новая программа предоставляет право выбора учителю. В зависимости от подготовки класса (дифференцировано). Готовясь к урокам, продумываю различные формы заданий и обучения: эвристическая беседа, комментарии, пересказ (подробный или выборочный). Но в вопросах и в ответах на уроке должен звучать текст.
К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» (4 часа)
1-й урок
Сказка как неувядающий жанр. (Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб» Сюжет, главные герои).
Цели: Познакомить учащихся с творчеством Паустовского; выявить первоначальное восприятие сказки «Теплый хлеб». Комментированное чтение эпизодов. Развитие у учащихся приемов устного словесного рисования. Обучение портретной характеристике. Пейзаж, эпитет, композиция сказки.
Оборудование урока: Портрет К.Г. Паустовского; выставка книг о писателе и его книги.
Эпиграф: Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера.
Ход урока.
1. Слово учителя.
К.Г. Паустовский родился 18 мая 1892 г. в Москве, в семье железнодорожного служащего. Детство прошло на Украине, в деревне, потом в Киеве. Поэзия вошла в жизнь будущего писателя с детских лет. Заслушивался рассказами о Запорожской Сечи, песнями, историями. Его окружали в детстве и юности добрые, талантливые люди. Гимназия, затем Киевский университет, переход в Московский, но закончить его не удалось. Началась первая мировая война в 1914 г. Затем гражданская война, участвовал в боях с петлюровскими бандами, потом был матросом, трудился подручным в рабочей артели, потом стал журналистом.
Сказки Паустовского не только пленяют свежестью и меткостью языка, но и помогают понять некоторые принципиальные особенности творчества Паустовского. Он умеет разглядеть поэзию даже там, где мы её не видим, заставить все краски мира засветиться, все ветры прошуметь, все птичьи голоса прозвучать.
2. Чтение вступительной статьи «Рождение сказки».
1. Беседа ( определение главной мысли ).
2. Вопросы.
Как рождается сказка?
Как можно объяснить, почему сказки «не только не умирают, но рождаются непрерывно».
3. ............