Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Тихоокеанский государственный университет»
Кафедра: «Физики»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Дисциплина: «Концепции современного естествознания»
Развитие естествознания в XVIII – XIX вв. Космологические модели Вселенной. Происхождение человека
Хабаровск 2010
План
1. Развитие естествознания в XVIII – XIX вв.
1.1 Космогоническая теория Канта – Лапласа
1.2 Закон сохранения и превращения энергии
1.3 Клеточное строение растений и животных
1.4 Эволюционная теория Дарвина
1.5 Периодическая система элементов Менделеева
2. Космологические модели Вселенной
3. Происхождение человека
3.1 Эволюция примата
3.2 Эволюция человека
Список используемой литературы
1. Развитие естествознания в XVIII – XIX вв.
В процессе изучения природы сложились два несовместимых метода, имеющих всеобщий характер: диалектический и метафизический. В метафизическом методе объекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их связей и как бы в застывшем, фиксированном состоянии. Диалектический подход, наоборот, предполагает изучение объектов, явлений в их взаимодействии, с учетом процессов их изменения и развития. До середины XVIII в. господствовал метафизический метод познания природы. В результате открытий в области естествознания во второй половине XVIII в. – первой половине XIX в. был вскрыт диалектический характер явлений. К этим открытиям относится космогоническая теория Канта – Лапласа, эволюционная теория Дарвина, клеточное строение растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, периодическая система элементов Менделеева, на которых остановимся подробнее.
1.1 Космогоническая теория Канта – Лапласа
Исходная позиция Канта — несогласие с выводом Ньютона о необходимости божественного «первотолчка» для возникновения орбитального движения планет. По Канту, происхождение тангенциальной составляющей непонятно до тех пор, пока Солнечная система рассматривается как неизменная, данная, вне ее истории. Но достаточно допустить, что межпланетное пространство в отдаленные времена было заполнено разреженной материей, простейшими, элементарными частицами, определенным образом взаимодействующими между собой, то появляется реальная возможность на основе физических закономерностей объяснить, не прибегая к помощи божественных сил, происхождение и строение Солнечной системы.
Однако Кант — не атеист, признает существование Бога, но отводит ему только одну роль — создание материи в виде первоначального хаоса с присущими ей закономерностями. Все дальнейшее развитие материи осуществляется естественным образом, без вмешательства Бога.
В философском отношении позиция П. Лапласа была еще более радикальна. Отвечая на вопрос Наполеона, внимательно изучавшего его работы, какое место в созданной им космогонической концепции отведено Богу, Лаплас гордо заявил: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе!» Такая позиция ученого прямо вытекала из результатов его исследований популярной в XVIII в. ............