РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
1. Основные черты права
Одновременно со складыванием феодальной государственности шел процесс становления феодального права.
Можно выделить следующие черты феодального права. Во-первых, основное место в феодальном праве, особенно на ранних этапах, занимают нормы, регулирующие поземельные отношения и нормы, обеспечивающие внеэкономическое принуждение. Во-вторых, феодальное право в значительной степени является «правом-привилегией», закрепляющим неравенство различных сословий. Оно наделяло правами (или урезало их) в соответствии с тем положением, которое занимал человек в обществе. В-третьих, в феодальном праве не было привычного для нас деления на отрасли права. Существовало деление на ленное право, церковное право, городское право и т.д., что объясняется его сословным принципом. В-четвертых, огромное влияние на феодальное право оказали церковные нормы, нередко превращавшиеся сами в нормы права. Характерной чертой права Европы был партикуляризм, т.е. отсутствие единого права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях.
Еще одной особенностью было то, что для многих народов Западной Европы феодальное право было первым правовым опытом классового общества. По своей внешней форме, степени разработанности отдельных институтов, внутренней целостности и юридической технике оно в значительной степени уступало наиболее совершенным образцам рабовладельческого частного права, особенного римского, которое в Западной Европе было активно востребовано и пережило второе рождение, так называемую «рецепцию» римского права.
В IХ-ХI вв. устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципа объяснялось, во первых, господством натурального хозяйства, обособлявшим отдельные феодальные сеньории, и, во-вторых, сосредоточением в руках сеньоров политической, в частности судебной, власти. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями – кутюмами.
В период феодально – раздробленного государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовое системы.
В зависимости от источников права вся страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми являлась река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писаного права», ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Заним признавалось значение «общего обычая». Север Франции считался «страной обычного права», ибо территориальные обычаи – кутюмы являлись там основным источником права.
В период формирования централизованного государства в форме сословно-представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов. Людовик IX предписал своим бальи собрать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. Сборник этих обычаев, составленный в 70-х годах XIII века, был назван «Учреждения Людовика Святого» и включал в себя кутюмы Парижа, Орлеана, Тура, Анжу и Мэна. Он получил общеобязательную силу в королевском домене, а также во владениях многих королевских вассалов.
В ХIV-ХV вв. появляются сборники кутюмов отдельных селений, городов и феодальных сеньорий.
В 1453 году Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен был его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. ............