Часть полного текста документа:Московский педагогический государственный университет Факультет дошкольной педагогики и психологии Развитие графического образа в рисунках детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной графикой Дипломная работа студентки 5 курса дневного отделения Научный руководитель: старший преподаватель кафедры эстетического воспитания, к.п.н. Москва 2002 г. С О Д Е Р Ж А Н И Е Стр. Введение Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ 1.1. Развитие графических образов в рисунках детей дошкольного возраста. Возникновение графических шаблонов 1.2. Факторы, влияющие на своеобразие образов, создаваемых детьми 1.3. Книжная иллюстрация как средство развития графического образа в рисунках детей Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ 2.1. Задачи и методика проведения эксперимента 2.2. Развитие графического образа в рисунках старших дошкольников в процессе ознакомления с книжной графикой Выводы Список литературы В В Е Д Е Н И Е В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Истоки творческих сил человека восходят к дошкольному детству. Детская изобразительная деятельность по своим объективным возможностям носит творческий характер. При реализации этих возможностей в условиях правильного руководства ребенок развивается как творческая личность. Однако многие авторы, исследовавшие детское изобразительное творчество (В.С.Мухина, Е.А.Флерина и др.), отмечали стремление ребенка придерживаться тех или иных форм, приемов в творчестве, которые ребенком усвоены и которые препятствуют дальнейшему движению вперед. Большую опасность для развития детского рисования представляет закрепление графических образов, превращение их в шаблоны. Если не следить за этим процессом, ребенок может так и не научиться рисовать ничего, кроме нескольких усвоенных им схем определенных предметов. Поэтому в задачи обучения должно входить развитие графических образов, разрушение застывших шаблонов, стимулирование собственного творчества детей. Значение развития графических образов и преодоления стереотипности в изобразительной деятельности детей, недостаточное внимание к этой проблеме в практике ДОУ определяют актуальность темы исследования. Цель исследования - определить педагогические условия развития графического образа в рисунках детей в процессе ознакомления с книжной графикой. Объект исследования - процесс развития графических образов в рисунках детей. Предмет исследования - особенности создания детьми дошкольного возраста выразительных графических образов. Задачи: - изучение научной литературы по данной проблеме; - разработка серии занятий по ознакомлению дошкольников с книжной графикой, направленных на развитие выразительных графических образов в рисунках детей; - анализ данных, полученных в результате исследования. Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что образы, создаваемые детьми, будут более своеобразны и выразительны, если будут соблюдены следующие условия: - организация содержательной и интересной для детей дошкольного возраста деятельности; - обогащение эмоционально-интеллектуального опыта, который служит основой для возникновения замыслов, является материалом, необходимым для работы воображения; - разработка последовательности занятий, подбор соответствующего материала. Научная новизна и практическая значимость исследования заключается в разработке занятий, направленных на развитие графического образа, в подборе литературного и иллюстративного материала, который может быть использован в практической работе ДОУ. Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анализ продуктов детского творчества. Апробация. ............ |