Часть полного текста документа: "Утверждаю" начальник кафедры №4 подполковник В. Грабарь. "__" ________ 1999г. Лекция №7. Развитие мира и мышления. Лекция обсуждена и одобрена на заседании ПМК "Философия". Протокол № от "__" ________ 1999г. Пермь 1999г. Учебные вопросы: 1. Философское учение о диалектике. 2. Диалектика бытия. Принцип связи. 3. Понятие развития: источник, механизм, направленность. 1 ВОПРОС Слово "диалектика" впервые применил Сократ (469-399 г.г. до н.э.). ОН обозначал им свой метод философствования, который по-сути является искусством. В споре вскрываются внутренние противоречия в мыслях противника, которые ведут к ложным следствиям. Отбрасывая такие противоречивые мнения Сократ помогал рождению истины. Но еще ранее, до появления слова "диалектика" и понимания ее как метода философии, складывалась диалектическая теория в философии.Уже древние мыслители исходили из представления о мире в котром происходят непрерывные процессы изменения, становления. Мир (космос) мыслится как совмещающий в себе , противоположности покоящегося и изменчивого. Непрерывный процесс движения лежит в основе бытия. В нем всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность. Так Гераклит утверждал "В одну и ту же реку нельзя войти дважды" подчеркивая всеобщность изменений. Источникомизмений является борьба, "война". Но поскольку космос мыслится как завершенный иединый то противоположности перетекают друг в друга (твердое в жидкое, жидкое в газообразное, земля в воду, вода в воздух, воздух в огонь, огонь в эфир )без порождения чего-либо нового. Отсюда и утверждение о тождестве противоположностей: "Добро и зло - одно итоже" Оппозицией Гераклиту стали взгляды Парменида и Зенона, которые обосновывали невозможность движения и изменения в виду их абсурдности. "Ахиллес никогда не догонет черепаху", утвердал Зенон. Но и этим своим парадоксом в отрицатеельной форме поставил вопрос о диалектической природе движения. Платон (427-347 г.г. До н.э.) представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно. Аристотель впервые ставит проблему изменения как проблему развития. Диалектика Аристотеля в изучении о причинах порождения из первосубстанции других вещей. Развитие есть такое изменение в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему. Оно порождается активностью присущей вещам формы. Как искусство спора диалектика развивается в средние века . Для отыскивания истины в споре спорящие опирались на формальную логику , которая противопоставлялась риторике и называлась тогда диалектикой. В новое время идеи диалектики развивались в мышлении таких философов как Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Руссо. Декарлд утверждал, что природа развивается самостоятельно , порождая новые формы, ему вторит С пиноза в своем учении о субстонции. Лейбниц учил о непрерывности развития , о появлении нового как единства противоположностей. Руссо и Вольтер переносят развитие в историю общества, а Кондорсе дополняет его учением о непрерывном прогрессе. В философии Канта диалектика апеллирует уже не кпредметам , а к отношениям. ............
|