МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт (факультет) Гуманитарный институт
Кафедра Теоретической и прикладной психологии
Специальность 030301 «Психология»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему: «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»
СТУДЕНТКА: Малышева В.О. ____________
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: доцент.к.псх.н., Деревянко Р.И. ______
Допустить к защите
Заведующий кафедрой д.псх.н., профессор Кудинов С.И. _________
«____»_____________________2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………..………..…………………..5
1.1. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в зарубежной психологии....…………………………………..6
1.2. Теоретические подходы к развитию памяти у детей дошкольного возраста в отечественной психологии….................................................12
1.3. Концепции развития памяти…………………………………………….20
РЕЗЮМЕ………………………………………………………………………...24
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ...…………………………………………………….26
2.1. Организация исследования памяти у детей дошкольного возраста…..26
2.2. Программа развития памяти у детей…………………………………….36
2.3. Анализ результатов исследования……………………………………….39
РЕЗЮМЕ………………..……………………..…………………………………43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...47
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….52
ВВЕДЕНИЕ
Память – одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей. Но если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Значительную роль в этом сыграл «информационный взрыв» – знамение нашего времени. Сегодняшние дети умнее своих предшественников – это признанный всеми факт. Это связано в первую очередь со средствами массовой информации, опоясавшими мир каналами связи, с утра до ночи льющими поток разнообразных знаний в детские умы. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано – в раннем дошкольном возрасте.
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и посредственному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
Теория развития памяти породила большие споры в психологии. ............