Часть полного текста документа:Развитие теории самоактуализации в отечественной педагогике и психологии Теория самоактуализации является ключевым системообразующим элементом гуманистического направления в психологии и педагогике. Основополагающей для гуманистического направления является идея о том, что осознанное стремление к максимально возможному раскрытию своего человеческого потенциала и его реализации в практической жизнедеятельности на благо общества путем самоактуализации является необходимым фактором полноценного развития человека. Важный вклад в развитие теории самоактуализации принадлежит отечественным ученым. В философско-методологическом и культурологическом аспектах теория самоактуализации развивается в работах Л.И. Антроповой, Л.Г. Брылевой, И.А. Витина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухаметджанова. И.А. Витин (1999) считает понятие "самоактуализация" центральным в современном научном гуманитарном знании. По его мнению, теория самоактуализации является одной из наиболее удачных попыток не только поставить, но и решить (в известных пределах) проблему личности в современной общественной ситуации. В России значимость разработки этой теории возрастает в связи с отказом от понимания личности как части коллектива и поиском более сложных моделей развития личности, включающих представления о ее неповторимости, уникальности, единственности. Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс непрерывный, предполагающий осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря делу, которое человек делает своим. И.А. Витин особо подчеркивает этические, психологические и педагогические аспекты самоактуализации. Нравственный идеал в этой теории ориентирует человека на достижение счастья в мире действительности через реализацию в конструктивной деятельности таких личностных качеств, как открытость; отношение к другим людям как ценности (а не цели); способность к диалогическому и полилогическому общению; способность самостоятельно ставить цели и достигать их. Эта теория направляет человека на непрерывную работу над собой, над развитием своих творческих способностей. На основе теории самоактуализации И.А. Витин предлагает модель перестройки системы образования с целью ориентации личности на нравственные и духовные ценности, идеалы соборности и всечеловечности. Л.Г. Брылева (1998) рассматривает с культурологических позиций методологические проблемы самореализационной парадигмы в гуманистическом движении второй половины ХХ века. По ее мнению, самореализация личности - это оптимальный (наилучший из возможных) и целостный способ ее самоосуществления в совокупном континууме Культура - Социум. Л.Г. Брылева пролагает, что культурологическом плане исследования самореализация личности есть процесс и результат "опредмечивания", "овеществления", проявления Смыслов в Универсуме, развертывания и осуществления их, перехода-перевода их из Небытия в Бытие, обеспечивающее присутствие в мире Добра, Жизненности, Негэнтропии. Самоактуализация - это путь самораскрытия, ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека, к его Сокровенному Ядру, где происходит его Встреча с Абсолютом. Самореализация личности осуществляется через принадлежащие Культуре механизмы обмена свойств, явлений и состояний между Человеком и Миром. ............ |