Часть полного текста документа: Экзаменационный реферат по москвоведению на тему: "Развитие транспорта в Москве" ученика 9б класса средней школы № 1905 Моисеева Александра Москва 1997 План. 1. Введение. Чем интересна тема реферата. (стр. 3) 2. Основная часть. Развитие транспорта столицы: а) Основной вид транспорта в Xll - XVll вв. - водный. (стр. 3) б) Развитие сухопутного транспорта в Xll -XVll вв. (стр. 3 - 5) в) Первый вид общественного транспорта - извозчичьи повозки. (стр. 5 - 6) г) Создание рельсового транспорта - конки. (стр. 6 - 7) д) На смену конке приходит трамвай. (стр. 7) е) Открытие автобусных линий в столице. (стр. 7 - 8) ж) Троллейбус - транспорт центра Москвы. (стр.8) з) Москва - главный железнодорожный узел страны. (стр.8 - 10) и) Развитие московского такси. (стр. 10 - 11) к) Столичный метрополитен. (стр. 11 - 12) 3. Заключение. Проблемы транспортного обслуживания москвичей. (стр.12 - 13) Москва дорога всем людям как столица, крупнейший центр промышленности, культуры и науки. Жизнь такого большого современного города невозможно представить без массового пассажирского транспорта. Интересно, а как развивался транспорт столицы? На чем передвигались москвичи, например, в XII веке. К сожалению, эта тема очень мало исследована учеными-историками. Чаще описание транспорта можно встретить в произведениях писателей-классиков. О развитии транспорта Москвы в XII-XVII веках мы узнаем из лекции академика В.А. Образцова.1 По его мнению, Москва находится в очень выгодном месте, в самом центре водораздела путей, связывающих между собой Днепр, Волгу, Оку и Клязьму. По этим рекам и расселялись славяне. "Древнейшие легкие лодки - струги легко можно было перетаскивать в районе Москвы волоком: от притока Днепра - Вязьмы до Вазузы - притока Волги, от притока Волги - Ламы на реку Москву у нынешнего Волоколамска, а оттуда - на Оку"2 и т.д. Естественно, что водные пути сообщения были главным и даже единственным видом транспортного сообщения Москвы со всеми соседними княжествами. На Москве-реке царило оживление, ее воды бороздили различные суда с товаром и продовольствием. "Сухопутное сообщение налаживалось только зимой, - пишет академик Образцов, - когда замерзали реки и болота."3 Сухопутное движение было устроено плохо, неудобно. Московские улицы были не шире 6-10 метров, в центральных частях города иногда прокладывались жердевые настилы (гати). Строились мостики через реки, но чаще пользовались бродом (Крымский брод, Коровий брод и т.д.). Первые, кое-как сколоченные из дерева мосты служили входами в Кремль. Планировка улиц Москвы шла по радиально-кольцевому типу, при котором все внешние тракты сходились радиусами к центру города и застраивались по обе стороны. "Поперечное же развитие шло по кольцевым улицам - концентричным трем кольцам стен: Кремля с Китай-городом, стенами Белого города и стенами Земляного города."4 История развития Москвы объясняет многие стороны ее территориальной структуры и современной территориальной организации, своеобразие внутригородской застройки и планировки. От монастырей, построенных в XIII-XIV веках к центру города, к Кремлю, вели дороги, впоследствии превратившиеся в важные улицы города Москвы. Главные улицы сложились по основным направлениям торговых дорог, соединявших Москву с крупнейшими русскими городами того времени: Владимиром, Тверью, Новгородом, Смоленском и др. ............ |