Часть полного текста документа:Развитие творческих способностей учащихся по теме физики 8 класса . Валькова В.Н В период научно - технической революции и быстрого нарастания потока научной информации одной из главных задач обучения становится развитие не только репродуктивного, но и творческого мышление учащихся. На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели - люди умеющие мыслить творчески, способные создать новое во всех областях жизни. Испокон веков процесс обучения строился как процесс передачи информации от учителя к ученику. Учащиеся усваивали имеющиеся знания и запоминали их путем многократного повторения. Часто творчеству в учебном процессе отводится неправомерно мало времени. Развить творческие способности, воспитать творческую личность в процессе обучения очень важно, т.к. творческие способности являются базовым ресурсом цивилизации. Проблемой развития творческих способностей учащихся занимались многие известные ученые, такие как: М.Планк, А.Эйнштейн, А.Пуанкаре, П.Капица и другие. В трудах известных физиков и ученых в области методики обучения физики: И.И. Соколова, П.А. Знаменского,А.И.Перышкина, Д.Д.Галанина, Е.Н.Гарячкина, С.И.Иванова и других, развитие творческих способностей занимает значительное место, как составная часть проблемы развития мышления учащихся в процессе обучения. В.Г.Разумовский изучал психологическую сторону творчества с целью развития творческих способностей. А.В. Усова в своих работах отмечает, что развитие у учащихся творческих способностей - составная часть воспитания. Творческие способности человека развиваются на основе высокоразвитого мышления, глубоких знаний в специальной области, практического опыта и интереса к делу. Творчество - это вид деятельности человека, результатом которой является идеальный или материальный продукт, обладающий новизной и общественной значимостью. Это высшая форма активности и самостоятельной деятельности человека. Это - привнесение в мир чего-то нового. Следует отличать объективную и субъективную стороны творчества. С объективной точки зрения творчество определяется его конечным научным продуктом научным открытием, изобретением. С субъективной точки зрения творчество определяется самим процессом творчества, даже если конечный продукт не обладает необходимой социальной ценностью и новизной. На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности. Творческая способность - это способность увидеть, точнее, найти проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверять ее и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи и т.п. Творческие способности, как и другие, развиваются только в деятельности их упражняющей. Успешное развитие творческих способностей возможно на основе системы заданий, требующих от ученика творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать у них уверенность в своих возможностях. В связи с этим возникает потребность в разработке дидактического материала, систематическое применение которого на уроках физики будет развивать творческие способности учащихся, и повысит их интерес к предмету. Нами были разработаны дидактические средства, которые могут быть использованы учителем, организующим процесс обучения, по развитию творческих способностей и поддержанию творческой активности учащихся. Один из видов заданий заключается в том, что учитель предлагает ребятам войти в образ изучаемого объекта или явления и написать небольшую сказку, куда необходимо "вплести" главную физическую информацию об изучаемом объекте или явлении. ............ |