Часть полного текста документа:Ребенок в "заэкранье" Е. Окулова, психолог. Когда ребенок получает свободный и неограниченный доступ к компьютеру, психологи говорят: это ребенок, которого родители "потеряли". Такие дети, как Алиса из сказки Льюиса Кэрролла, ускользают от своих мам и пап в виртуальный мир - "Заэкранье". И понять своего ребенка, живущего в параллельном, компьютерном, мире родителям становится все сложнее и сложнее. Как и ему нас. Выход только один: искать заново общий язык. Вот только как? В погоне за миражами Часто ли дети сбегают от родителей? И по какой причине? Героев чеховского рассказа "Мальчики" поманила в далекую Америку романтика. А куда и от чего бегут современные дети? Может показаться странным, но жажда приключений со времен Чехова нисколько не уменьшилась и до сих пор способна соблазнить подростка. Все остальные причины не столь романтичны: детская безнадзорность, ссоры с родителями, чувство протеста в семье, школе, стремление к свободе. Побеги связывают с такими неблагоприятными социальными сдвигами, как рост числа разводов, миграция семей в поисках лучшей жизни, заполнение детского досуга телевизором и компьютером, заменившими повседневные контакты с родителями, что ослабило эмоциональную привязанность к ним. Нет сомнений, в основном "романтиками больших дорог" становятся дети из неблагополучных семей. А как обстоят дела в семьях обеспеченных, где родители стремятся исполнить все желания детей и покупают суперсовременные компьютеры, различные игровые приставки и новейшие программы. Логика подсказывает, что вроде бы бежать таким детям незачем и некуда. Ан нет! В моей практике немало печальных примеров, когда дети из таких семей тоже бегут в виртуальный мир. Почему? Как Творец превращается в Робота Сегодня компьютер - неотъемлемая часть жизни даже четырехлетних детей. Что же происходит, когда мальчики и девочки садятся к экрану монитора? В виртуальном мире человек, с одной стороны, переживает необходимые ему острые эмоции, а с другой, что немаловажно, испытывает ощущение физической безопасности. И в то же время ребенок "входит" в виртуальный мир не пассивным зрителем. Там он - главный участник, более того, могущественный творец: хочу - казню, хочу - милую. Одно движение руки, и построен город. Или наоборот - уничтожено целое войско. Вот преимущества виртуального мира перед реальным. Вот почему этот яркий, красочный мир более близок и знаком детям, чем настоящий, который начинает вызывать скуку, отчуждение и даже страх. Взрослый человек понимает, что ощущение власти над временем и пространством конечно же иллюзорное. А вот маленький человек не только захвачен ложным чувством всемогущества, но и перестает быть хозяином даже своего - реального - времени. Вот и ответ на частый вопрос родителей: почему ребенок сидит у экрана часами? Нарушается режим питания - кто не выметал после многочасовых компьютерных "посиделок" своего ребенка гору пустых упаковок из-под чипсов и крошки от бутербродов? Нарушается режим сна и бодрствования. Засидевшись у экрана монитора допоздна, ребенок спит беспокойно, часто вскрикивает и разговаривает. Даже во сне он находится в плену виртуальных баталий. Из творца ребенок превращается в раба компьютера... Коммуникативные навыки, эмоциональная сфера маленького человека формируются прежде всего при общении с родителями и сверстниками, чтении сказок, прогулок по лесу, при взаимодействии с тем, что мы называем "живой природой". ............ |